7 days of WordPress plugins, themes & templates - for free!* Unlimited asset downloads! Start 7-Day Free Trial
Advertisement
  1. Code
  2. Front-End

Лучший способ изучения JavaScript

Scroll to top
Read Time: 9 mins
This post is part of a series called The Best Way to Learn... .
The Best Way to Learn PHP
The Best Way to Learn Python

Russian (Pусский) translation by Anton L (you can also view the original English article)

Изучение чего-то нового всегда является немного пугающим занятием. Для меня самая большая проблема во время обучения новому навыку - это то что я не знаю, чего я ещё действительно не знаю. В связи с этим, лучше составить план обучение, интересующего вас предмета. Вот об этом и будет данный пост: здесь вы найдёте схему, путеводитель, план действий по изучению JavaScript! Вам не придётся беспокоится о поиске надёжных ресурсов и пытаться решить для себя что же учить дальше. Вся нужная информация находится здесь. Просто продолжайте читать эту статью шаг за шагом.

Задание 0: поймите, что такое JavaScript и чем он не является 

JavaScript - это язык браузера.

Перед тем, как приступить к изучению, потратьте минуту, чтобы понять чем является JavaScript и что он делает.

JavaScript это не jQuery, Flash или Java. Это отдельный язык программирования.

JavaScript - это язык браузера (на сегодняшний день, необязательно лишь браузера). Его главное назначение - добавить интерактивности статическим страницам.  В браузере, он не заменяет PHP или Ruby. Он даже не заменяет HTML или CSS; вы будете использовать его в сочетании, вместе с этими языками. Также его не так проблематично учить, как вы возможно думаете или слышали где-либо.

Ещё одно небольшое примечание: вероятно, вам приходилось слышать о jQuery, самой популярной JavaScript библиотеке. Или вам довелось слышать о других известных JavaScript фреймворках, таких как Mootools, YUI, Dojo, и так далее. Какое они имеют отношение к JavaScript? Думайте о них, как о коллекциях JavaScript инструментов и функций; используя данные библиотеки, вы всё также пишете на JavaScript, на JavaScript с неким уровнем абстракции. Тем самым вы экономите большое количество усилий и времени.

Вероятно вам даже приходилось слышать, что изучение этого языка стоит начать именно с jQuery (или любой другой библиотеки), и только потом учить обычный JavaScript. Я не согласен с такой точкой зрения. Сначала стоит освоиться с JavaScript, а уже после использовать библиотеки. Таким образом у вас будет уверенное понимание того что вы делаете; в итоге качество вашего JavaScript кода будет гораздо лучше.

Задание 1: пройдите курсы на Codecademy.com

Codecademy появился относительно недавно, создатели сайта утверждают следующее - “самый простой способ научиться программировать”. Вам нужно будет в этом убедиться! На данный момент на сайте имеется всего два курса: “Начинаем изучать программирование” и “JavaScript быстрый старт.” Это отличный способ окунуться в воды JavaScript. Упражнения очень похожи на Try Ruby, вы пройдёте короткие уроки, при этом программируя в браузере и наблюдая за финальным результатом. Во время учебного процесса, зарабатывая очки и получая новые достижения.

CodeCademyCodeCademyCodeCademy

Если вы уже знакомы с другим языком программирования, пожалуй неплохой идеей будет начать с курса “JavaScript быстрый старт”; если же до этого вы не писали код (за исключением HTML и CSS), в таком случае “Начинаем изучать программирование” придётся, как нельзя кстати. Codecademy бесплатный, но вам нужно будет зарегистрироваться.

Задание 2: скринкасты на appendTo

Ребята с appendTo сделали потрясающую серию скринкастов, специально для начинающих. Если вы хотите изучить JavaScript правильным (и лёгким) способом, обязательно обратите внимание на данные уроки. Видео уроки всегда являются большим плюсом во время процесса обучения.

"Поднимите свои навыки владения JavaScript на следующий уровень с нашим новым учебным курсом. Никакой регистрации. Никаких уловок. Мы не шутим!"

Задание 3: прочитайте стоящее введение в JavaScript

Eloquent JavaScript

После того как вы закончите курсы на Codecademy, вам следует приступить к более подробному введению в JavaScript - введению, которое познакомит вас со всеми типами, операторами, конструкциями и так далее.

Ниже представлен набор хороших книг, в которых вы найдёте подробное введение в JavaScript:

  • Повторное введение в JavaScript (JS учебник) - это введение на официальном сайте Mozilla Developers Network, подробно описывает тонкости языка JavaScript. Тут вы найдёте много информации и примеров кода.
  • Выразительный Javascript - бесплатная книга написана Marijn Haverbeke, также вы можете приобрести печатное издание на Amazon. Книга предоставляет больше информации нежели введение на MDN, она покрывает не только сам язык JavaScript, но и описывает такие тонкости и аспекты, как стиль вашего кода и использование JavaScript в браузере. Слово “выразительный” в названии отнюдь не преувеличение.
  • Getting Good with JavaScript - Да, да, это моя собственная книга, но есть и другая причина почему я включил её в этот список. Она сильно отличается от других введения, которые я перечислил до этого; в ней я описал только те вещи, которые понадобятся вам, если вы хотите начать программировать, как можно скорее. Также к ней идёт шесть часов скринкастов, так что если вам нравятся скринкасты, не проходите мимо.  (И да, это платная книга)

Задание 4: установите и разберитесь с принципами работы Firebug (или инструментами разработчика)

FirebugFirebugFirebug

Как только вы начнёте работать с JavaScript в браузере, вам следует установить Firebug и ознакомиться с его функционалом. Firebug - это плагин для Firefox, поможет вам во время работы над созданием веб-страниц и их отладке: думайте о нём, как о хирургическом ноже веб-разработчика. Не пользуетесь Firefox? Предпочитаете Safari или Chrome? Нет проблем: для вас есть встроенные инструменты разработчика, очень похожие на Firebug.

На Mac вы сможете открыть панель инструментов разработчика, нажав Option + Command + I, на Windows или Linux нажмите Control + Shift + I.

Можно многому научиться, всего-навсего, открыв инструменты разработчика на вашем любимом веб-сайте и изучить, как он устроен и работает. Вот пара ресурсов, которые помогут вам освоится с инструментами разработчика:

Задание 5: прочитайте книгу

На этом этапе вы должны быть хорошо знакомы с основами. Однако, вам предстоит ещё многому научиться. В то время как, я мог-бы порекомендовать вам огромный список платных книг, я назову лишь четыре из них, все они отличного качества и содержат много полезной информации, найти вы их сможете где угодно:

Первые две книги являются подробным руководством, с ними вы сможете пополнить знания, которые вы получили после прочтения введения, познакомитесь с более глубокими темами и концепциями, конечно в некоторых местах будет встречаться уже известная вам информация, но не стоит переживать, её будет не так много.

(Обратите внимание: в то время как все книги доступны на Amazon, я оставил ссылки на сайт издателя, там вы найдёте пробные главы, для ознакомления.)

  • Профессиональный JavaScript для веб-разработчиков - написана Nicolas C. Zakas, в этой книге есть всё необходимое. Если вам приходилось читать работы Zakas'а прежде, должно быть вы знаете, что он довольно тщательно подходит к освящению вопросов в своих произведениях. Помимо языка JavaScript, книга помогает понять особенностями JS в браузере.
  • JavaScript 24-hour Trainer - эта замечательная книга была написана Jeremy McPeak, работы Jeremy также можно найти на Tuts+. Это не только лишь книга: а также DVD с 4-мя часами видео-туториалов. Здесь вы найдёте 42 видео-урока, автор разберёт все аспекты языка, начиная от синтаксиса, заканчивая гайдлайнами и оптимизацией кода.

В то время как эти книги являются отличным источником информации относительно языка JavaScript и особенностях его использования в браузере, вам всё ещё нужно многое изучить. В них освящается некоторая информация о паттернах (шаблонах) и техниках применения JavaScript, однако ниже вы можете найти, две книги написанные специально об этом.

  • JavaScript Шаблоны - от автора Stoyan Stefanov. Я только что закончил читать эту книгу и теперь сильно сожалею, что не сделал этого раньше. После её прочтения вы узнаете, как организовать JavaScript код, очень важный навык, которым обладают не все JavaScript программисты.
  • JavaScript: Сильные стороны - написана Douglas Crockford. Эта маленькая книга объяснит, что хорошо, а что нет в языке JavaScript.

Задание 6: создайте что-нибудь

Во время изучения описанных выше книг, вы вероятно внимательно следовали примерам: пытались разобраться, как тот или иной кусок кода работает и пытались настроить его под свои нужды. Теперь же пришло время написать свою программу и создать что-нибудь.

Что же вы можете создать? Вы можете сделать всё что угодно, но вот вам несколько идей:

  • Фотогаллерея: показывает набор фото-миниатюр, а также основное фото. Когда пользователь нажимает на миниатюру, ему показывается большая версия миниатюра (не сама картинка миниатюры), заменяя текущее основное фото. Приятным бонусом будет, если вы расположите поверх миниатюры заголовок с alt текстом, или создадите бесконечную цикл, на тот случай, если пользователь не нажимал на картинки в течении одной минуты.
  • To-do List: Возможно эта задача кажется вам непростой; но я не прошу сделать полнофункциональное to-do приложение. Просто сделайте поле для текста, рядом разместите кнопку; когда пользователь нажимает кнопку, введённый в поле текст становится пунктом в списке ниже. При нажатии на пункт в списке он должен удаляться. Звучит довольно просто, но есть несколько проблем, которые стоит решить, при реализации данной программы и над которыми вам, как начинающему, будет неплохо подумать.
  • Анимированный блок: работа над анимацией всегда была занятием не из легких, однако в данной задаче вам необязательно создавать сложные эффекты.  Добавьте div с текстом внутри и несколькими кнопками выше. Одна кнопка будет менять ширину, другая высоту, следующая кнопка будет менять фон блока. Самое главное, чтобы изменения происходили плавно, допустим, за одну секунду. Всегда помните - Google ваш друг, особенно если до этого вам не доводилось работать с анимациями в JavaScript.

Я уверен у вас есть и другие идеи, которые могут стать интересными проектами и неплохой практикой. Конечно вам придётся выйти из зоны комфорта - это единственный способ научиться чему-то новому.

Также обратите внимание на JavaScript категорию, здесь на Tuts+, где вы найдёте огромный список туториалов, неважно новичок вы или профессиональный разработчик.

Задание 6: начните изучать JavaScript библиотеку

Use a JS libraryUse a JS libraryUse a JS library

Если вы следовали всем заданиям в этой статье, на данном этапе вы скорее всего понимаете, что существуют определённые вещи, которые не будут работать как предполагается в каждом браузере, или задачи, которые очень сложно реализовать. Сложности вызывают: проекты требующие частого взаимодействия с DOM, AJAX и само-собой анимации. Тут-то нам и помогут JavaScript библиотеки.

Как я и говорил ранее, JavaScript библиотеки, призваны упростить работу над сложными задачами. Тем самым, пришло самое время взглянуть на одну из них. Выбор действительно огромен, решения с какой начать эксперементировать, я оставлю за вами. Будь-то jQuery или Mootools, YUI или Dojo, на сайте с описанием вы найдёте всё что нужно. Если вы чувствуете необходимость, воспользуйтесь одной из библиотек.

Самые популярные библиотеки

Всем известно, что выбор доступных JavaScript библиотек огромен, для начала я предлагаю вам остановиться на одной из самых распространённых.

Задание 8: следите за активностью профессиональных разработчиков

Отложите все ваши текущие дела и подпишитесь на этих разработчиков. Я требую этого!

В интернете можно найти множество гениальных JavaScript разработчиков, которые каждый день создают что-то новое и интересное, что-то, что вы бы не хотели пропустить. К счастью наш, всегда бодрствующий, редактор Siddharth, создал список ”33 Разработчика на которых вы должны подписаться, будучи JavaScript зависимым." Отложите все ваши текущие дела и подпишитесь на этих разработчиков. Я требую этого!

Всегда можно найти ещё больше информации, если вам её недостаточно. На данном веб-сайте регулярно появляются новые посты о JavaScript, так что, оставайтесь с нами. Кроме этого, обратите внимание на JavaScript Show - подкаст о новинках в мире JavaScript. А также, я настоятельно советую подписаться на e-mail рассылку JavaScript Weekly.

Заключение

Спасибо, что прочитал эту статью! Надеюсь, данный путеводитель поможет вам стать фанатом JavaScript. Если вы знакомы с JavaScript не понаслышке, можно порекомендовать другие ресурсы в комментариях ниже.

Advertisement
Did you find this post useful?
Want a weekly email summary?
Subscribe below and we’ll send you a weekly email summary of all new Code tutorials. Never miss out on learning about the next big thing.
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Video icon 64
Learn to Code. Start your free trial today.
Advertisement

The Best Way to Learn JavaScript

by
Student iconAre you a student? Get a yearly Tuts+ subscription for $45 →
This post is part of a series called The Best Way to Learn... .
The Best Way to Learn PHP
The Best Way to Learn Python

Learning something new is scary. For me, the biggest issue with picking up a new skill is that I don’t know what I don’t know. Given that, it’s often useful to find a plan for learning whatever you’re interested in. That’s what this post is: your blueprint, your roadmap, your plan of action for learning JavaScript! You don’t have to worry about finding the best resources, sorting out the bad ones, and figuring out what to learn next. It’s all here. Just follow it, step by step.

Assignment 0: Understand what JavaScript Is and Isn’t

JavaScript is the language of the browser.

Before you actually begin learning JavaScript, take a minute to understand what it is and does.

JavaScript is not jQuery, Flash, or Java. It’s a programming language separate from all of those.

JavaScript is the language of the browser (not exclusively these days, though). It’s primary purpose is to add interactivity to an otherwise static page. In the browser, it’s not going to replace PHP or Ruby for you. It’s not even going to replace your HTML or CSS; you’ll use it in conjunction to them. Also, it isn’t as terrible to learn as you might have thought or heard.

One more note: you’ve heard about jQuery, which is probably the most widely-used JavaScript library. Or maybe you’ve heard about one of the other popular JavaScript frameworks, like Mootools, YUI, Dojo, and others. Where do these fit into the picture? Consider them a collection of JavaScript helper utilities; you’re still writing JavaScript when using them, but it’s heavily abstracted JavaScript. It saves you a ton of work.

You might even have heard someone say that you should start with jQuery (or another library) and learn JavaScript after. I respectfully yet strongly disagree. Get a good handle on JavaScript first, and then use libraries. You’ll understand what you’re doing much better; and, consequently, you’ll be writing much better JavaScript.

Assignment 1: Work Through the Courses at Codecademy.com

Codecademy is a relatively new website that bills itself as “the easiest way to learn how to code.” You’ll be the judge of that! Currently, there are only two course: “Getting Started with Programming” and “JavaScript Quick Start Guide.” This is an awesome way to dip your toes in the JavaScript pool. Very similar to the Try Ruby exercises, you’ll follow short lessons, writing code inside the browser and watching the results. All while earning points and unlocking achievement badges.

CodeCademy

If you’re already familiar with another programming language, you can probably start with the “JavaScript Quick Start Guide”; if this is your first time taking up programming (beyond HTML and CSS), then you’ll find the “Getting Started with Programming” course immensely helpful. Codecademy is free, but signing up is required.

Assignment 2: appendTo's Screencasts

The folks at appendTo have a fantastic set of screencasts geared specifically for beginners. If you want to learn JavaScript the right (and easy) way, definitely work along with these lessons. Visual training is always a plus!

"Level up your skills with our on demand, pragmatic training solution. No signup required. No catch. No kidding."

Assignment 3: Read A Good JavaScript Introduction

Eloquent JavaScript

Once you work through the courses at the Codecademy, you’ll want to get a more thorough introduction to JavaScript - an introduction that will introduce you to the all the types, operators, control structures, and more.

A handful of good introductions, if I may:

  • A Re-introduction to JavaScript - This introduction is on the Mozilla Developers Network, and certainly does the language justice. It’s a dense work, with almost as many code examples as paragraphs.
  • Eloquent JavaScript - This book, by Marijn Haverbeke, is available freely online, but you can also get it on Amazon if you’d like a hard copy. It goes beyond the MDN intro, because it covers not only the JavaScript language, but also coding style and using JavaScript in the browser. Also, “eloquent” isn’t an overstatement.
  • Getting Good with JavaScript - Okay, yes, this is my own book, but there’s another reason I’m including it here. It’s really pretty different from the other two intros I’ve listed here; I only cover what you’ll need to know to get up and running as quickly as possible. Also, it comes with over 6 hours of screencasts, so if that you’re thing, check it out. (And yes, this one costs.)

Assignment 4: Install and Learn Firebug (or the Developer Tools)

Firebug

Once you start working with JavaScript in the browser, you’ll want to install Firebug and get familiar with it. Firebug is a plugin for Firefox that assists you in building and debugging your web pages: think of it as the surgeon’s knife for web developers. Don’t use Firefox? Like Safari or Chrome better? No problem: check out the built-in developer tools, which are very similar to Firebug.

You can open the developer tools panel by pressing Option + Command + I on the Mac, or Control + Shift + I on the PC.

You’ll learn a lot by opening up your tool of choice and just clicking around while on one of your favourite websites. Here are a couple of resources that will get you up to speed:

Assignment 5: Read a Book

So now you’re familiar with the basics. However, there’s a lot more to learn. While I could recommend a list of books that would bankrupt you, I’ll keep it to four of the highest-quality books you’ll find anywhere:

These first two are general, in-depth JavaScript resources that take what you know from the introductions to a much deeper level; sure, they’ll be some overlap from the introductions, but not much: just enough to keep you comfy.

(Note: while all these books are available on Amazon, I’ve linked to the publishers’ websites, so you can check out the sample chapters available.)

  • Professional JavaScript for Web Developers - Written by Nicolas C. Zakas, this book could hardly cover more than it does. If you’ve seen any of Zakas’ work before, you’ll know he’s incredibly thorough. Besides covering the JavaScript language, this book will give you a good handle on using JavaScript in the browser.
  • JavaScript 24-hour Trainer - This awesome resource was put together by Jeremy McPeak, who writes for Nettuts+ as well. It’s not just a book: it comes with over 4 hours of video tutorials on DVD. There are 43 lessons, covering everything from syntax to coding guidelines and code optimization.

While those books are great for understanding the JavaScript language and how to use it in the browser, there’s a lot more to learn. And while those books do go into some patterns and practices, here are two books devoted to those subjects that I think you’ll find useful.

  • JavaScript Patterns - Written by Stoyan Stefanov. I just finished reading this book, and, boy, do I wish I had read it sooner. After reading the resources above, you’ll know how to write JavaScript, but this book will teach you how to organize it, an important skill that isn’t as common as you’d think.
  • JavaScript: The Good Parts - Written by Douglas Crockford. This little gem will explain what’s good and what’s bad about the JavaScript language.

Assignment 6: Build Something!

As you worked through the resources above, you should have been following along with the code samples: pulling them apart, and tweaking them to see what happens. But now it’s time to really strike out on your own. It’s time to actually build something.

So, what can you build? There’s a lot you can do. Here are a couple of ideas.

  • A Photo Gallery: Display a set of photo thumbnails and a main photo. When a user clicks a thumbnail, have the larger version of the thumbnail (not the thumbnail itself) replace the current main photo. Bonus points if you can overlay a caption coming from the thumbnail alt tag, or loop through the photos if the user hasn’t clicked one for a minute.
  • A To-do List: This might sound tougher than it is; but I’m not suggesting you build a full-fledged to-do application. Just have a text box with a button beside it; when you click the button, the entered text becomes an item in an unordered list below. Clicking on a list item removes it. It sounds simple enough, but there are several gotchas that it will be good for you to think about as a beginner.
  • An Animating Box: Animation is always tricky, but it doesn’t have to be complex. Have a div with some text in it, and several buttons above. One button can adjust the width; one, the height; and one, the background colour. The key is not to have the changes happen immediately, but over the course of, say, a second. Remember, Google is your friend, especially if you haven’t done any animation in JavaScript thus far.

I’m sure you can think of other projects that will be great practice. Of course, push yourself out of your comfort zone; that’s the only way to learn.

Also, be sure to refer to the JavaScript category here on Nettuts+ for a massive list of tutorials, at all skill levels.

Assignment 7: Begin Learning a JavaScript Library

Use a JS library

If you’ve come this far, you’ll probably realize that there are several things that are difficult to accomplish in a cross-browser way (or at all) in JavaScript. The biggest offenders are probably things like excessive DOM manipulation, AJAX, and animation. This is where a library comes it.

As I mentioned earlier, the point of a JavaScript library is to sugar down the painful stuff. Therefore, now might be the time to look at one. There are a ton to choose from, and I’ll let you decided which to experiment with. Whether it be jQuery or Mootools, YUI or Dojo, their respective sites will give you everything you need to get started. If you feel the need, give one a try.

Most Popular Libraries

While there's certainly a countless number of libraries available, you should try to stick with a popular choice - at least at first.

Assignment 8: Keep up with the Masters

Drop what you're doing, and subscribe/follow these developers. This is a requirement.

There are a ton of incredible JavaScript geniuses out there, who are always doing cool stuff that you don’t want to miss. Thankfully, our never-sleeping associate editor Siddharth has rounded up a list of ”33 Developers you MUST Subscribe to as a JavaScript Junkie. Drop what you're doing, and subscribe/follow these developers. This is a requirement.

But you can do more. This fair website is often posting about JavaScript, so don’t go away. Also, check out the JavaScript Show, a podcast about the latest and greatest in the world of JavaScript. You might also want to sign up to the JavaScript Weekly email newsletter.

Conclusion

Thanks for reading! Hopefully, this plan can help you become a JavaScript fanatic. If you’re already familiar with JavaScript, can you recommend any other resources in the comments?

Advertisement