Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Security
Code

Ключи, учетные данные и хранилище на Android

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:

Russian (Pусский) translation by Ellen Nelson (you can also view the original English article)

В предыдущем материале о безопасности пользовательских данных Android мы рассмотрели шифрование данных с помощью предоставленного пользователем кода. В этом уроке перейдём к хранению учётных данных и ключей. Я начну с ознакомления с учётными данными и закончу примером защиты данных с помощью хранилища ключей KeyStore.

Часто, при работе со сторонней службой, требуется какая-то форма авторизации. Она может быть настолько простой, как /login на стороне пользователя, которая принимает имя пользователя и пароль.

Сначала может показаться, что простое решение — это собрать UI, который будет предлагать пользователю войти в систему, а затем записать и сохранить их данные для входа. Однако, это не лучший метод, так как нашему приложению не нужно знать данные для входа в сторонний аккаунт. Вместо этого, мы можем использовать Диспетчер учётных записей (Account Manager), который уполномочен отрабатывать эту конфиденциальную информацию для нас.

Диспетчер учётных записей

Диспетчер учётных записей (Account Manager) — это централизованный помощник для работы с учётными данными пользователя, поэтому вашему приложению, иметь дело с паролями напрямую не нужно. Часто он предоставляет токен вместо реального имени пользователя и пароля, который можно использовать для выполнения аутентифицированных запросов к службе. Например, при запросе токена OAuth2.

Иногда, вся необходимая информация уже хранится на устройстве, а иногда Account Manager придётся обращаться к серверу за новым токеном. Вы, наверное, видели раздел Учётные записи в Настройках вашего устройства для разных приложений. И вот как, мы можем получить список доступных учётных записей:

Этому коду потребуется разрешение android.permission.GET_ACCOUNTS.  Если вы ищете определённую учётную запись, вы можете найти её вот так:

Как только найдёте учётную запись, её токен можно получить вызвав метод getAuthToken(Account, String, Bundle, Activity, AccountManagerCallback, Handler).  Затем, таки можно использовать как для авторизированных запросов API к сервису. Это может быть RESTful API, в котором вы передаёте параметр токена во время HTTPS-запроса без необходимости знать детали личной учётной записи пользователя.

Так как, у каждой службы будет свой способ проверки подлинности и хранения личных учётных данных, Диспетчер учётных записей предоставляет модули проверки подлинности для реализации сторонней службой. Хотя Android может выполнять вход на многие популярные сервисы, для вашего приложения, вы можете написать свой собственный обработчик авторизации учётной записи и хранилища учётных данных. Это позволит убедиться, что учётные данные зашифрованы. Имейте также в виду, что учётные данные в Диспетчере учётных записей, которые используются другими службами, могут храниться в виде открытого текста, что делает их видимыми для любого, кто имеет рут-права на своё устройство.

Временами вам нужно будет иметь дело с ключами или сертификатами для отдельного лица или сущности, вместо просто данных для входа. Например, когда стороннее приложение отправляет вам файл сертификата, который вам нужно сохранить. Самый распространённый сценарий — это когда приложению нужно авторизироваться на сервере частной организации.

В следующем уроке, мы рассмотрим использование сертификатов для аутентификации и безопасной связи, ну а пока, я всё же хочу рассмотреть, как хранить эти элементы. Изначально Keychain API был создан для очень конкретного использования — установка закрытого ключа или пары сертификатов из файла PKCS#12.

Keychain — связка ключей

Представленный в Android 4.0 (API Level 14), Keychain API управлял ключами. В частности, это работает с объектами PrivateKey и X509Certificate и обеспечивает более безопасный контейнер, чем использование хранилища данных вашего приложения. Связано это с тем, что разрешения закрытых ключей открывают доступ к ключам только вашему приложению и только после авторизации пользователя. Это означает, что, прежде чем, вы сможете использовать хранилище учётных данных, на устройстве должен быть настроен экран блокировки. Кроме того, объекты в связке ключей можно объединить с защитой от оборудования, если доступно.

Код установки сертификата выглядит следующим образом:

Пользователю будет предложено ввести пароль для доступа к закрытому ключу и указать имя сертификата. Для получения ключа, в следующем коде представлен пользовательский интерфейс, который позволяет пользователю выбирать ключ из списка установленных ключей.

Как только выбор сделан, возвращается строка с названием псевдонима alias(final String alias), где вы можете напрямую получить доступ к закрытому ключу или цепочке сертификатов.

Вооружившись этими знаниями, теперь давайте посмотрим, как мы можем использовать хранилище учётных данных для сохранения конфиденциальных данных.

KeyStore

В предыдущем уроке, мы рассмотрели защиту данных с помощью предоставляемого пользователем пароля. Такой вариант хорош, но требования к приложениям часто уводят от того, чтобы пользователи каждый раз входили в систему и запоминали дополнительный пароль.

Вот где можно использовать KeyStore API. Начиная с API 1, KeyStore используется системой для хранения учётных данных WiFi и VPN. Начиная с 4.3 (API 18), вы можете работать с асимметричными ключами конкретного приложения, а в Android M (API 23) можно хранить симметричный ключ AES. Таким образом, хотя API не позволяет хранить конфиденциальные строки напрямую, эти ключи можно сохранить, а затем использовать для шифрования строк.

Преимущество хранения ключа в хранилище ключей заключается в том, что он позволяет работать с ключами без раскрытия секретного содержимого этого ключа; данным ключа не место в приложении. Помните, что ключи защищаются разрешениями, так что только ваше приложение может получить к ним доступ, и они могут быть дополнительно защищены аппаратным обеспечением, если устройство поддерживает это. Создаётся контейнер, который усложняет извлечение ключей с устройства.

Генерирование нового случайного ключа

В этом примере вместо генерации ключа AES из предоставленного пользователем пароля мы можем автоматически сгенерировать случайный ключ, который будет защищён в хранилище ключей KeyStore. Мы можем сделать это, создав экземпляр KeyGenerator, настроенного на поставщика "AndroidKeyStore".

Здесь важно обратить внимание на спецификации .setUserAuthenticationRequired(true) и .setUserAuthenticationValidityDurationSeconds(120). Для этого, обязательно должна быть включена блокировка экрана и ключ должен быть заблокирован, до тех пор, пока пользователь не аутентифицируется.

Изучив документацию .setUserAuthenticationValidityDurationSeconds(), вы увидите, что это означает, что ключ доступен только через определённое количество секунд после аутентификации по паролю, и что для передачи -1 требуется идентификация по отпечатку пальца каждый раз, когда вы хотите получить доступ к ключу. Включение требования для аутентификации также приводит к отзыву ключа, когда пользователь удаляет или изменяет экран блокировки.

Поскольку хранение незащищённого ключа вместе с зашифрованными данными, это как прятать ключ от дома под половик, эти параметры пытаются защитить ключ в состоянии покоя в случае взлома устройства. Примером может служить автономный дамп данных устройства. Если пароль устройства не известен, эти данные, по сути, бесполезны.

Опция .setRandomizedEncryptionRequired(true) включает требование о наличии достаточного количества случайных чисел (каждый раз новый случайный ВИ [вектор инициализации]), чтобы при повторном шифровании одних и тех же данных, зашифрованный результат всё равно не повторялся. Это не позволяет злоумышленнику получить информацию о зашифрованном тексте на основе передачи тех же данных.

Ещё стоит отметить — setUserAuthenticationValidWhileOnBody(boolean remainsValid), что блокирует ключ, как только устройство обнаружит, что он больше не принадлежит человеку.

Шифрование данных

Теперь, когда ключ хранится в хранилище KeyStore, мы можем создать метод, который зашифрует данные с использованием объекта Cipher, учитывая SecretKey. Это вернёт HashMap, содержащий зашифрованные данные и случайный ВИ, который понадобится для расшифровки данных. Зашифрованные данные вместе с ВИ могут быть сохранены в файл или в открытых настройках.

Расшифровка в массив байтов

Для расшифровки применяется обратный ход. Объект Cipher инициализируется с использованием константы DECRYPT_MODE, и возвращается расшифрованный массив byte[].

Смотрим на примере

Теперь мы можем посмотреть на пример!

Использование асимметричных ключей RSA для старых устройств

Это хорошее решение для хранения данных в версии M и выше, но что, если ваше приложение поддерживает более ранние версии? Хотя симметричные ключи AES не поддерживаются в M, поддерживаются асимметричные ключи RSA. Это означает, что для достижения того же результата, мы можем использовать RSA ключи и шифрование.

Основное отличие заключается в том, что асимметричная пара ключей содержит два ключа: закрытый и открытый ключ, где открытый ключ шифрует данные, а закрытый ключ расшифровывает их. KeyPairGeneratorSpec передаётся в KeyPairGenerator, который инициализируется с помощью KEY_ALGORITHM_RSA и поставщика AndroidKeyStore.

Для шифрования, из пары ключей мы получаем RSAPublicKey и используем его с объектом Cipher.

Расшифровка выполняется с использованием объекта RSAPrivateKey.

Кое-что об RSA — шифрование медленнее, чем в AES. Для небольших объёмов информации, например, когда вы защищаете строки общих настроек, это не страшно. Если вы обнаружите проблему с производительностью при шифровании больших объёмов данных, то вместо этого вы можете использовать данный пример для шифрования и хранения только ключа AES. И тогда, для остальной части ваших данных, используйте более быстрое шифрование AES, которое обсуждалось в предыдущем уроке. Вы можете сгенерировать новый AES ключ и преобразовать его в массив byte[], который совместим с этим примером.

Чтобы получить ключ, сделайте вот так:

Довольно много кода! Для простоты примеров, я пропустил обработку исключений. Но помните, что для итогового кода не рекомендуется просто перехватывать все случаи Throwable в одном операторе catch.

Заключение

На этом урок по работе с учётными данными и ключами завершён. Большая часть неразберихи вокруг ключей и хранилища связана с эволюцией ОС Android, но вы можете выбрать, какое решение использовать, учитывая уровень API, поддерживаемый вашим приложением.

Теперь, когда мы рассмотрели лучшие примеры защиты данных в состоянии покоя, следующий урок будет сосредоточен на защите данных при передаче.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Code
  2. Security
Code

Keys, Credentials and Storage on Android

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:

In the previous post on Android user data security, we looked at encrypting data via a user-supplied passcode. This tutorial will shift the focus to credential and key storage. I'll begin by introducing account credentials and end with an example of protecting data using the KeyStore.

Often, when working with a third-party service, there will be some form of authentication required. This may be as simple as a /login endpoint that accepts a username and password. 

It would seem at first that a simple solution is to build a UI that asks the user to log in, and then capture and store their login credentials. However, this isn't the best practice because our app shouldn't need to know the credentials for a third-party account. Instead, we can use the Account Manager, which delegates handling that sensitive information for us.

Account Manager

The Account Manager is a centralized helper for user account credentials so that your app does not have to deal with passwords directly. It often provides a token in place of the real username and password that can be used to make authenticated requests to a service. An example is when requesting an OAuth2 token

Sometimes, all the required information is already stored on the device, and other times the Account Manager will need to call a server for a refreshed token. You may have seen the Accounts section in your device's Settings for various apps. We can get that list of available accounts like this:

The code will require the android.permission.GET_ACCOUNTS permission. If you're looking for a specific account, you can find it like this:

Once you have the account, a token for the account can be retrieved by calling the getAuthToken(Account, String, Bundle, Activity, AccountManagerCallback, Handler) method. The token can then be used to make authenticated API requests to a service. This could be a RESTful API where you pass in a token parameter during an HTTPS request, without ever having to know the user's private account details.

Because each service will have a different way of authenticating and storing the private credentials, the Account Manager provides authenticator modules for a third-party service to implement. While Android has implementations for many popular services, it means you can write your own authenticator to handle your app's account authentication and credential storage. This allows you to make sure the credentials are encrypted. Keep in mind, this also means that credentials in the Account Manager that are used by other services may be stored in clear text, making them visible to anyone who has rooted their device.

Instead of simple credentials, there are times when you will need to deal with a key or a certificate for an individual or entity—for example, when a third party sends you a certificate file which you need to keep. The most common scenario is when an app needs to authenticate to a private organization's server. 

In the next tutorial, we will be looking at using certificates for authentication and secure communications, but I still want to address how to store these items in the meantime. The Keychain API was originally built for that very specific use—installing a private key or certificate pair from a PKCS#12 file.

The Keychain

Introduced in Android 4.0 (API Level 14), the Keychain API deals with key management. Specifically, it works with PrivateKey and X509Certificate objects and provides a more secure container than using your app's data storage. That's because permissions for private keys only allow for your own app to access the keys, and only after user authorization. This means that a lock screen must be set up on the device before you can make use of the credential storage. Also, the objects in the keychain may be bound to secure hardware, if available. 

The code to install a certificate is as follows:

The user will be prompted for a password to access the private key and an option to name the certificate. To retrieve the key, the following code presents a UI that lets the user choose from the list of installed keys.

Once the choice is made, a string alias name is returned in the alias(final String alias) callback where you can access the private key or certificate chain directly.

Armed with that knowledge, let's now see how we can use the credential storage to save your own sensitive data.

The KeyStore

In the previous tutorial, we looked at protecting data via a user-supplied passcode. This kind of setup is good, but app requirements often steer away from having users log in each time and remember an additional passcode. 

That's where the KeyStore API can be used. Since API 1, the KeyStore has been used by the system to store WiFi and VPN credentials. As of 4.3 (API 18), it allows you to work with your own app-specific asymmetric keys, and in Android M (API 23) it can store an AES symmetric key. So while the API doesn't allow storing sensitive strings directly, these keys can be stored and then used to encrypt strings. 

The benefit to storing a key in the KeyStore is that it allows keys to be operated on without exposing the secret content of that key; key data does not enter the app space. Remember that keys are protected by permissions so that only your app can access them, and they may additionally be secure hardware-backed if the device is capable. This creates a container that makes it more difficult to extract keys from a device. 

Generate a New Random Key

For this example, instead of generating an AES key from a user-supplied passcode, we can auto-generate a random key that will be protected in the KeyStore. We can do this by creating a KeyGenerator instance, set to the "AndroidKeyStore" provider.

Important parts to look at here are the .setUserAuthenticationRequired(true) and .setUserAuthenticationValidityDurationSeconds(120) specifications. These require a lock screen to be set up and the key to be locked until the user has authenticated. 

Looking at the documentation for .setUserAuthenticationValidityDurationSeconds(), you will see that it means the key is only available a certain number of seconds from password authentication, and that passing in -1 requires fingerprint authentication every time you want to access the key. Enabling the requirement for authentication also has the effect of revoking the key when the user removes or changes the lock screen. 

Because storing an unprotected key alongside the encrypted data is like putting a house key under the doormat, these options attempt to protect the key at rest in the event a device is compromised. An example might be an offline data dump of the device. Without the password being known for the device, that data is rendered useless.

The .setRandomizedEncryptionRequired(true) option enables the requirement that there is enough randomization (a new random IV each time) so that if the same data is encrypted a second time around, that encrypted output will still be different. This prevents an attacker from gaining clues about the ciphertext based on feeding in the same data. 

Another option to note is setUserAuthenticationValidWhileOnBody(boolean remainsValid), which locks the key once the device has detected it is no longer on the person.

Encrypting Data

Now that the key is stored in the KeyStore, we can create a method that encrypts data using the Cipher object, given the SecretKey. It will return a HashMap containing the encrypted data and a randomized IV that will be needed to decrypt the data. The encrypted data, along with the IV, can then be saved to a file or into the shared preferences.

Decrypting to a Byte Array

For decryption, the reverse is applied. The Cipher object is initialized using the DECRYPT_MODE constant, and a decrypted byte[] array is returned.

Testing the Example

We can now test our example!

Using RSA Asymmetric Keys for Older Devices

This is a good solution to store data for versions M and higher, but what if your app supports earlier versions? While AES symmetric keys are not supported under M, RSA asymmetric keys are. That means we can use RSA keys and encryption to accomplish the same thing. 

The main difference here is that an asymmetric keypair contains two keys, a private and a public key, where the public key encrypts the data and the private key decrypts it. A KeyPairGeneratorSpec is passed into the KeyPairGenerator that is initialized with KEY_ALGORITHM_RSA and the "AndroidKeyStore" provider.

To encrypt, we get the RSAPublicKey from the keypair and use it with the Cipher object. 

Decryption is done using the RSAPrivateKey object.

One thing about RSA is that encryption is slower than it is in AES. This is usually fine for small amounts of information, such as when you're securing shared preference strings. If you find there is a performance problem encrypting large amounts of data, however, you can instead use this example to encrypt and store just an AES key. Then, use that faster AES encryption that was discussed in the previous tutorial for the rest of your data. You can generate a new AES key and convert it to a byte[] array that is compatible with this example.

To get the key back from the bytes, do this:

That was a lot of code! To keep all of the examples simple, I have omitted thorough exception handling. But remember that for your production code, it's not recommended to simply catch all Throwable cases in one catch statement.

Conclusion

This completes the tutorial on working with credentials and keys. Much of the confusion around keys and storage has to do with the evolution of the Android OS, but you can choose which solution to use given the API level your app supports. 

Now that we have covered the best practices for securing data at rest, the next tutorial will focus on securing data in transit. 

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.