Unlimited Plugins, WordPress themes, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Web Development

Node.js для начинающих

by
Read Time:13 minsLanguages:

Russian (Pусский) translation by Ilya Nikov (you can also view the original English article)

Программирование, управляемое событиями, может показаться немного ошеломляющим для начинающих, что весьма затрудняет работу с Node.js. Но не позволяйте этому оттолкнуть вас; в этой статье я расскажу вам некоторые основы Node.js и объясню, почему он стал настолько популярным.

Введение

Чтобы начать использовать Node.js, вы должны сначала понять различия между Node.js и традиционными средами сценариев на стороне сервера (например: PHP, Python, Ruby и т.д.).

Асинхронное программирование

Node.js использует модульную архитектуру для упрощения создания сложных приложений.

Скорее всего, вы знакомы с асинхронным программированием; это, в конце концов, «А» в Ajax. Каждая функция в Node.js является асинхронной. Следовательно, все, что обычно блокирует поток, вместо этого выполняется в фоновом режиме. Это самое важное, что нужно помнить о Node.js. Например, если вы читаете файл в файловой системе, вы должны указать функцию обратного вызова, которая выполняется, когда операция чтения будет завершена.

Вы делаете все!

Node.js - это только среда - это значит, что вам нужно все делать самостоятельно. По умолчанию нет HTTP-сервера или любого другого сервера. Это может быть слишком сложных для новых пользователей, но выигрыш - высокоэффективное веб-приложение. Один скрипт обрабатывает всю связь с клиентами. Это значительно сокращает количество ресурсов, используемых приложением. Например, вот код для простого приложения Node.js:

И вот эквивалент, написанный на PHP:

Теперь давайте посмотрим на эти числа. В следующей таблице перечислено время ответа в миллисекундах для этих двух простых приложений:

Количество итераций Node.js PHP
100 2,00 0,14
10'000 3,00 10,53
1'000'000 15.00 1119,24
10'000'000 143,00 10621,46
1'000'000'000 11118,00 1036272,19

Я выполнил два приложения из командной строки, чтобы сервер не задерживал выполнение приложений. Я провел каждый тест десять раз и усреднил результаты. PHP заметно быстрее с меньшим количеством итераций, но это преимущество быстро растворяется по мере увеличения количества итераций. Когда все сказано и сделано, PHP на 93% медленнее, чем Node.js!

Node.js работает быстро, но вам нужно изучить несколько вещей, чтобы правильно его использовать.

Модули

Node.js использует модульную архитектуру для упрощения создания сложных приложений. Модули сродни библиотекам в C или юнитам в Паскале. Каждый модуль содержит набор функций, связанных с «объектом» модуля. Например, http модуль содержит функции, специфичные для HTTP. Node.js предоставляет несколько основных модулей из коробки, чтобы помочь вам получить доступ к файлам в файловой системе, создать HTTP и TCP / UDP-серверы и выполнять другие полезные функции.

Включить модуль легко; просто вызовите функцию require(), например:

Node.js - это только среда; вы должны делать все сами.

Функция require() возвращает ссылку на указанный модуль. В случае этого кода ссылка на http модуль сохранится в переменной http.

В приведенном выше коде мы передали имя модуля функции require(). Это заставляет Node искать папку node_modules в каталоге нашего приложения и искать модуль http в этой папке. Если Node не находит папку node_modules (или модуль http внутри нее), он затем просматривает глобальный кеш модуля. Вы также можете указать фактический файл, передав относительный или абсолютный путь, например:

Модули представляют собой инкапсулированные фрагменты кода. Код внутри модуля в основном приватный - это означает, что функции и переменные, определенные внутри них, доступны только изнутри модуля. Вы можете, однако, выставить функции и/или переменные, которые будут использоваться вне модуля. Для этого используйте объект exports и заполните его свойства и методы с помощью фрагментов кода, которые вы хотите открыть. Рассмотрим следующий пример:

Этот код создает переменную PI, доступ к которой может получить только код, содержащийся в модуле; он недоступен вне модуля. Затем в объекте exports создаются две функции. Эти функции доступны вне модуля, потому что они определены для объекта экспорта. В результате PI полностью защищен от внешних помех. Поэтому вы можете быть уверены, что область () и окружность () всегда будут вести себя так, как должны (пока значение будет задано для параметра r).

Глобальная область видимости

Node - это среда JavaScript, работающая на движке Google's V8 JavaScript. Таким образом, мы должны следовать рекомендациям, которые мы используем при разработке на клиентской стороне. Например, мы должны избегать добавления чего-либо в глобальную область видимости. Это, однако, не всегда возможно. Глобальная область в Node это GLOBAL (в отличие от window в браузере), и вы можете легко создать глобальную переменную или функцию, опуская ключевое слово var, например:

Еще раз, по возможности, следует избегать глобальной области видимости. Поэтому будьте осторожны и не забывайте использовать var при объявлении переменной.

Установка

Естественно, нам нужно установить Node, прежде чем мы сможем написать и выполнить приложение. Установка выполняется довольно просто, если вы используете Windows или OS X; сайт nodejs.org предлагает инсталляторы для этих операционных систем. Для Linux используйте любой менеджер пакетов. Откройте терминал и введите:

или:

Node.js находится в sid-репозиториях; вам может потребоваться добавить их в список источников:

Но имейте в виду, что установка пакетов sid на более старых системах может привести к повреждению вашей системы. Будьте осторожны и удалите /etc/apt/sources.list.d/sid.list после завершения установки Node.

Установка новых модулей

У Node.js есть менеджер пакетов, называемый Node Package Manager (NPM). Он автоматически устанавливается с помощью Node.js, и затем вы используете NPM для установки новых модулей. Чтобы установить модуль, откройте терминал/командную строку, перейдите в нужную папку и выполните следующую команду:

Неважно, какая у вас ОС; указанная выше команда установит модуль, который вы укажете вместо module_name.

Приложение Hello World

Естественно, наш первый скрипт Node.js напечатает текст «Hello World!» на консоль. Создайте файл hello.js и введите следующий код:

Теперь давайте выполним сценарий. Откройте терминал/командную строку, перейдите к папке, содержащей hello.js, и выполните следующую команду:

Вы должны увидеть как  'Hello World!' отображается в консоли.

HTTP-сервер

Перейдем к более продвинутому приложению; но оно не такое уж сложное, как вы думаете. Давайте начнем со следующего кода. Прочитайте комментарии, а затем объяснение ниже:

Этот код очень прост. Вы можете отправить больше данных клиенту, используя response.write() , но вы должны вызвать его перед вызовом response.end(). Сохраните этот код как http.js и введите его в консоль:

Откройте браузер и перейдите по адресу http://localhost:8080. Вы должны увидеть текст «Hello HTTP!».

Обработка URL-параметров

Как я упоминал ранее, в Node мы должны делать все сами, включая парсинг аргументов запроса. Это, однако, довольно просто. Взгляните на следующий код:

Этот код использует метод parse() модуля url, основного модуля Node.js, для преобразования URL-адреса запроса в объект. Возвращаемый объект имеет свойство query, которое извлекает параметры URL. Сохраните этот файл как get.js и выполните его с помощью следующей команды:

Затем перейдите по адресу http://localhost:8080/?Data=put_some_text_here в вашем браузере. Естественно, изменение значения параметра data не нарушит сценарий.

Чтение и запись файлов

Для управления файлами в Node мы используем модуль fs (основной модуль). Мы читаем и записываем файлы, используя методы fs.readFile() и fs.writeFile(), соответственно. Я объясню аргументы после следующего кода:

У Node.js есть менеджер пакетов, называемый Node Package Manager (NPM). Он автоматически устанавливается с помощью Node.js

Сохраните это как files.js. Перед запуском этого сценария создайте файл с именем test.txt в том же каталоге, что и files.js.

Этот код демонстрирует методы fs.readFile() и fs.writeFile(). Каждый раз, когда сервер получает запрос, скрипт считывает число из файла, увеличивает это число и записывает его в файл. Метод fs.readFile() принимает три аргумента: имя файла для чтения, ожидаемую кодировку и функцию обратного вызова.

Запись в файл, по крайней мере в этом случае, намного проще. Нам не нужно ждать каких-либо результатов, хотя вы будете проверять наличие ошибок в реальном приложении. Метод fs.writeFile() принимает имя файла и данные в качестве аргументов. Он также принимает третий и четвертый аргументы (оба являются необязательными), чтобы указать кодировку и функцию обратного вызова соответственно.

Теперь давайте запустим этот скрипт со следующей командой:

Откройте его в браузере (http://localhost:8080) и обновите его несколько раз. Теперь вы можете подумать, что в коде есть ошибка, потому что кажется, что число увеличивается на два. Это не ошибка. Каждый раз, когда вы запрашиваете этот URL-адрес, на сервер отправляются два запроса. Первый запрос автоматически создается браузером, который запрашивает favicon.ico, и, конечно, второй запрос для URL (http://localhost:8080).

Хотя это поведение технически не является ошибкой, но мы такого не хотим. Мы можем легко это исправить, проверив URL-адрес запроса. Вот поправленный код:

Попробуйте теперь; этот код должен работать должным образом.

Доступ к базам данных MySQL

Большинство традиционных серверных технологий имеют встроенные средства подключения к базе данных и выполнения запросов к ней. Для Node.js вам необходимо установить библиотеку. Для этого урока я выбрал стабильный и простой в использовании модуль node-mysql. Полное имя этого модуля - mysql@2.0.0-alpha2 (все после @ - номер версии). Откройте консоль, перейдите в каталог, в котором вы сохранили свои скрипты, и выполните следующую команду:

Она загружает и устанавливает модуль, а также создает папку node_modules в текущем каталоге. Теперь давайте посмотрим, как мы можем использовать его в нашем коде; см. следующий пример:

Делать запрос к базе данных с помощью этой библиотеки легко; просто введите строку запроса и функцию обратного вызова. В реальном приложении вы должны проверить наличие ошибок (параметр error не будет undefined при возникновении ошибок) и отправить коды ответов в зависимости от успеха или ошибки запроса. Также обратите внимание, что мы установили Content-Type в x-application/json, который является допустимым типом MIME для JSON. Параметр rows содержит результат запроса, и мы просто преобразуем данные из rows в структуру JSON, используя метод JSON.stringify() .

Сохраните этот файл как mysql.js и выполните его (если у вас установлен MySQL):

Откройте адрес http://localhost:8080 в своем браузере, и вам будет предложено загрузить файл в формате JSON.

Заключение

Каждая функция в Node.js является асинхронной.

Node.js требует дополнительной работы, но выигрыш в быстром и надежном приложении стоит того. Если вы не хотите делать все на самом низком уровне, вы всегда можете выбрать фреймворк, как например Express, чтобы упростить разработку приложений.

Node.js - это многообещающая технология и отличный выбор для приложения с высокой нагрузкой. Это подтверждают корпорации, такие как Microsoft, eBay и Yahoo. Если вы не уверены в размещении своего сайта/приложения, вы всегда можете использовать дешевое решение VPS или различные облачные сервисы, такие как Microsoft Azure и Amazon EC2. Оба эти сервиса обеспечивают масштабируемую среду по разумной цене.

Не забудьте оставить комментарий, если у вас есть вопросы!

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

7 days of WordPress plugins, themes & templates - for free!* Unlimited asset downloads! Start 7-Day Free Trial
Advertisement
  1. Code
  2. Web Development

Node.js for Beginners

Read Time: 14 mins

Event-driven programming can be overwhelming for beginners, which can make Node.js difficult to get started with. But don't let that discourage you. In this article, I will teach you some of the basics of Node.js and explain why it has become so popular.

Introduction

To start using Node.js, you must first understand the differences between Node.js and traditional server-side scripting environments like PHP, Python, or Ruby.

Asynchronous Programming

Chances are good that you are familiar with asynchronous programming; it is, after all, the "A" in AJAX. Every function in Node is asynchronous. Therefore, everything that would normally block the thread is instead executed in the background using promises. This is the most important thing to remember about Node. For example, if you are reading a file on the file system, you will use an asynchronous function.

If you are using certain versions of Node functions, you use callbacks, which were designed before promises existed. Most Node functions have promise equivalents now, so it's a good idea to convert the callback functions used here to their promise-based equivalents and compare the syntax.

You Are Doing Everything!

With Node, you have to do a lot yourself. For example, the HTTP module is minimal and unopinionated. This can be overwhelming for new users, but the payoff is a high-performing web app (although a large part of JavaScript's performance is because of V8's optimized engine). One script handles all communication with the clients. This considerably reduces the number of resources used by the application. For example, here is the code for a simple Node.js application:

And here is the equivalent written in PHP:

Now let's look at the benchmark numbers. The following table lists the response times, in milliseconds, for these two simple applications:

Number of iterations Node.js PHP
100 2.00 0.14
10'000 3.00 10.53
1'000'000 15.00 1119.24
10'000'000 143.00 10621.46
1'000'000'000 11118.00 1036272.19

I executed the two apps from the command line so that no server would delay the apps' execution. I ran each test ten times and averaged the results. PHP is notably faster with a smaller number of iterations, but that advantage quickly dissolves as the number of iterations increases. When all is said and done, PHP is 93% slower than Node.js!

Node.js is fast, but you will need to learn a few things in order to use it properly.

Modules

Node.js uses a module architecture to simplify the creation of complex applications. Modules are akin to libraries in C or units in Pascal. Each module is private by default but can export various values (for example, functions) to other modules, which can import them. For example, the http module contains functions specific to HTTP.

Node.js provides a few core modules out of the box to help you access files on the file system, create HTTP and TCP/UDP servers, and perform other useful functions. There are two different methods of using modules, CommonJS (CJS) and ECMAScript Modules (ESM). CommonJS is most commonly used in legacy Node programs, whereas ECMAScript Modules are used in browsers and more modern Node programs.

CommonJS

Including a module is easy; simply call the require() function, like this:

The require() function returns the reference to the specified module. In the case of this code, a reference to the http module is stored in the http variable.

In the above code, we passed the name of a module to the require() function. This causes Node to search for a node_modules folder in our application's directory and search for the http module in that folder. If Node does not find the node_modules folder (or the http module within it), it then looks through the global module cache. You can also specify an actual file by passing a relative or absolute path, like so:

To export a value that can be required, use the exports object and populate its properties and methods with the pieces of code that you want to expose. Consider the following module as an example:

This code creates a PI variable that can only be accessed by code contained within the module; it is not accessible outside of the module. Next, two functions are created on the exports object. These functions are accessible outside of the module because they are defined on the exports object. As a result, PI is completely protected from outside interference. Therefore, you can rest assured that area() and circumference() will always behave as they should (as long as a value is supplied for the r parameter).

ECMAScript Modules

To include a module, you use the import keyword:

In the browser, ESM can only search using relative file paths, like the above. However, in Node, you can pass a path without ./ to search for a Node built-in or NPM package instead. Another way to import Node built-ins and packages is to use the node: prefix.

However, the previous approach only works with default exports. If you are using named exports (more on those later), you will need to use a slightly different syntax.

To export something, use the export or export default keyword. Export is for named exports, and export default is for default exports. Named exports allow you to export different things and only use one of them in a different module using the import syntax above. Default exports make it easier if you are only exporting a single thing.

For the rest of this tutorial, we will be using ESM.

Global Scope

Node is a JavaScript environment running in Google's V8 JavaScript engine. As such, we should follow the best practices that we use for client-side development. For example, we should avoid putting anything into the global scope. That, however, is not always possible. The global scope in Node is GLOBAL (as opposed to window in the browser), and you can easily create a global variable of a function by omitting the var keyword, like this:

Once again, globals should be avoided whenever possible. So be careful, and remember to use var when declaring a variable.

Installation

Naturally, we need to install Node before we can write and execute an app. Installation is straightforward if you use Windows or macOS; the nodejs.org website offers installers for those operating systems. For Linux, use any package manager. For example, if you are using a distro that supports apt, open up your terminal and type:

or:

Node.js is in sid repositories; you may need to add them to your sources list:

But be aware that installing sid packages on older systems may break your system. Be careful, and remove /etc/apt/sources.list.d/sid.list after you finish installing Node.

Installing New Modules

Node.js has a package manager, called Node Package Manager (NPM). It is automatically installed with Node.js, and you use NPM to install new modules. To install a module, open your terminal/command line, navigate to the desired folder, and execute the following command:

It doesn't matter what OS you have; the above command will install the module you specify in place of module_name.

The Hello World App

Naturally, our first Node.js script will print the text 'Hello World!' to the console. Create a file called hello.js, and type the following code:

Now let's execute the script. Open the terminal/command line, navigate to the folder that contains hello.js, and execute the following command:

You should see 'Hello World!' displayed in the console.

HTTP Server

Let's move on to a more advanced application; it's not as complicated as you may think. Let's start with the following code. Read the comments and then the explanation below:

This code is very simple. You can send more data to the client by using the response.write() method, but you have to call it before calling response.end(). Save this code as http.js and type the following command into your console:

Open up your browser and navigate to http://localhost:8080. You should see the text Hello HTTP! on the page.

Handling URL Parameters

As I mentioned earlier, we have to do everything ourselves in Node, including parsing request arguments. This is, however, fairly simple. Take a look at the following code:

This code uses the parse() method of the url module, a core Node.js module, to convert the request's URL to an object. The returned object has a query property, which retrieves the URL's parameters. Save this file as get.js and execute it with the following command:

Then, navigate to http://localhost:8080/?data=put_some_text_here in your browser. Naturally, changing the value of the data parameter will not break the script.

Reading and Writing Files

To manage files in Node, we use the fs module (a core module). We read and write files using the fs.readFile() and fs.writeFile() methods, respectively. I will explain the arguments after the following code:

Save this as files.js. Before you run this script, create a file named test.txt in the same directory as files.js.

This code demonstrates the fs.readFile() and fs.writeFile() methods. Every time the server receives a request, the script reads a number from the file, increments the number, and writes the new number to the file. The fs.readFile() method accepts three arguments: the name of the file to read, the expected encoding, and the callback function.

Writing to the file, at least in this case, is much simpler. We don't need to wait for any results, although you would check for errors in a real application. The fs.writeFile() method accepts the file name and data as arguments. It also accepts third and fourth arguments (both are optional) to specify the encoding and callback function, respectively.

Now, let's run this script with the following command:

Open it in the browser at http://localhost:8080 and refresh it a few times. Now, you may think that there is an error in the code because it seems to increment by two. This isn't an error. Every time you request this URL, two requests are sent to the server. The first request is automatically made by the browser, which requests favicon.ico, and of course, the second request is for the URL (http://localhost:8080).

Even though this behavior is technically not an error, it is behavior that we do not want. We can fix this easily by checking the request URL. Here is the revised code:

Test it now; it should work as expected.

Accessing MySQL Databases

Most traditional server-side technologies have a built-in means of connecting to and querying a database. With Node.js, you have to install a library. For this tutorial, I've picked the stable and easy-to-use node-mysql. The full name of this module is mysql@2.0.0-alpha2 (everything after the @ is the version number). Open your console, navigate to the directory where you've stored your scripts, and execute the following command:

This downloads and installs the module, and it also creates the node_modules folder in the current directory. Now let's look at how we can use this in our code; see the following example:

Querying the database with this library is easy; simply enter the query string and callback function. In a real application, you should check if there were errors (the error parameter will not be undefined if errors occurred) and send response codes dependent upon the success or failure of the query. Also note that we have set the Content-Type to x-application/json, which is the valid MIME type for JSON. The rows parameter contains the result of the query, and we simply convert the data in rows to a JSON structure using the JSON.stringify() method.

Save this file as mysql.js, and execute it (if you have MySQL installed, that is):

Navigate to http://localhost:8080 in your browser, and you should be prompted to download the JSON-formatted file.

Conclusion

Node.js requires extra work, but the payoff of a fast and robust application is worth it. If you don't want to do everything on the lowest level, you can always pick a framework, such as Express, to make it easier to develop applications.

Node.js is a promising technology and an excellent choice for a high-load application. It has been proven by corporations, like Microsoft, eBay, and Yahoo. If you're unsure about hosting your website or application, you can always use a cheap VPS solution or various cloud-based services, such as Microsoft Azure and Amazon EC2. Both of these services provide scalable environments at a reasonable price.

Advertisement
Did you find this post useful?
Want a weekly email summary?
Subscribe below and we’ll send you a weekly email summary of all new Code tutorials. Never miss out on learning about the next big thing.
Advertisement
Scroll to top
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.