Unlimited Plugins, WordPress themes, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Swift

iOS с нуля вместе с Swift. В двух словах о Swift

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:
This post is part of a series called iOS From Scratch With Swift.
iOS From Scratch With Swift: Creating Your First iOS Application
iOS From Scratch With Swift: More Swift in a Nutshell

Russian (Pусский) translation by Pavel Solodovnikov (you can also view the original English article)

Apple представила язык программирования Swift во время ежегодной конференции разработчиков в 2014 году, что было полной неожиданностью для сообщества разработчиков. Компания настроена серьезно по отношению к Swift, это не является очередным "игрушечным проектом". Цель Swift — стать основой для следующего поколения приложений на платформе Apple.

Требования

Программирование

Естественно, прояснить основные принципы в программировании и изучить Swift не представляется возможным в рамках одной или двух статей. Так что я предполагаю, что вы уже имеете некоторый опыт в программировании. Ruby, PHP или JavaScript являются хорошей отправной точкой для изучения Swift. Если у вас был ранее опыт web программирования, тогда после прочтения двух последующих статей у вас не должно возникнуть проблем в изучении основ Swift.

Swift

В двух последующих статьях я расскажу о "песочнице", новой фиче, появившейся в Xcode 6. Также мы рассмотрим основные структуры языка программирования Swift, такие как переменные, константы, типы данных, включая множества, массивы и словари.

Также вы изучите основы, касающиеся классов и структур. В следующей статье мы углубимся в изучение замыканий, функций, протоколов и контроле доступа. Всё это должно дать достаточно для понимания языка, чтобы успешно пройти оставшиеся статьи в данном цикле уроков.

Objective-C

Строго говоря, C и Objective-C не являются обязательными для изучения, если вы заинтересованы в разработке для iOS платформы. При этом, множество фреймворков, которые мы будем использовать для разработки iOS приложений, написаны на C и Objective-C. Так что я все равно так или иначе буду говорить о C и Objective-C. Однако же не стоит переживать, я позабочусь о том, чтобы вы могли без труда понимать всё, что необходимо для того, чтобы держать вас на тропе к вашей цели — становлению iOS разработчиком.

Xcode и Swift

На протяжении данной серии уроков мы будем использовать Xcode 7.1 и Swift 2.1. Если вы используете более раннюю версию Xcode, следует иметь ввиду, что вы не сможете работать со Swift 2.1. Swift продолжает стремительно меняться и синтаксис эволюционирует с каждой новой итерацией языка. Так что настоятельно рекомендуется все-таки использовать Xcode 7.1, который включает в себя Swift 2.1.

1. Песочница

В 2014 году Apple представила "песочницу" как часть Xcode 6. Песочница является отличным инструментом для изучения языка программирования Swift. С песочницей вы можете сфокусироваться непосредственно на коде, который вы пишете, вместо того, чтобы возиться с настройками проекта, файлами и папками.

Давайте же создадим песочницу, чтобы начать изучать основы Swift. Запустите Xcode 7.1 и выберите New > Playground... из пункта File в главном меню Xcode. Песочницы можно создавать под следующие платформы: OS X, iOS и tvOS. Выберите в пункте Platform значение iOS и назовите песочницу Swift in a Nutshell.

Create a Playground

Укажите в Xcode расположение, куда вы хотите сохранить песочницу, и нажмите Create. На первый взгляд, песочница выглядит как простой файл с расширением .playground, но на самом деле это папка с кучкой файлов. К счастью, это совершенно не имеет для нас значения. С песочницей намного проще работать, чем с обычными проектами Xcode с массой файлов и папок.

Playground User Interface

Пользовательский интерфейс песочницы абсолютно чистый и простой. Слева находится редактор кода, а вывод — справа. Xcode уже наполнил песочницу тремя строчками кода. Первая строка должна выглядеть знакомо, если вы прочитали предыдущий урок.

Строка, начинающаяся с двух прямых слэшей, //, показывает, что эта строка — комментарий, который компилятор проигнорирует. Комментарии, занимающие несколько строк, начинаются с /* и заканчиваются */.

Xcode также добавил инструкцию для импортирования фреймворка UIKit. UIKit — самый важный фреймворк для iOS разработки. Он определяет строительные блоки, из которых строится любое iOS приложение. В Swift импортировать фреймворк можно, просто написав ключевое слово import, за которым следует имя фреймворка, то есть UIKit в данном случае.

Последняя строка может некоторым из вас напомнить о JavaScript. Используем ключевое слово var, чтобы объявить переменную str, и присвоим ей значение "Hello, playground". Этот пример демонстрирует одну из ключевых особенностей языка Swift — выведение типов.

Но пример, приведенный выше, может ввести в заблуждение. Можно подумать, что Swift является слабо-типизированным языком, но на самом деле это совсем не так. Переменная str имеет тип String. Swift достаточно умён, чтобы вывести тип переменной str, посмотрев на значение, которое мы собираемся ей присвоить.

Следующий пример является эквивалентным. Здесь мы явно указываем тип переменной str. Двоеточие, следующее за именем переменной, можно прочитать как имеет тип.

2. Переменные и Константы

Swift также определяет ключевое слово let. Данное ключевое слово используется для объявления константы. Язык программирования Swift поощряет использование констант всегда, когда это только возможно. Если значение переменной не изменяется на протяжении её времени жизни, то она должна быть константой. Как следует из названия, как только константе присвоено некоторое значение, оно уже не может быть изменено далее. Это может быть проиллюстрировано следующим примером.

The value of a constant cannot be changed

В примере выше, мы объявляем константу message и присваиваем ей значение. Несколькими строками ниже мы присваиваем новое значение константе message. Поскольку мы пытаемся изменить значение message, компилятор выдаёт ошибку. К счастью, компилятор в таких случаях предлагает автоматически исправить проблему, превращая константу message в переменную.

3. Типы данных

Swift определяет большое количество типов данных, но давайте взглянем на самые распространённые типы данных, с которыми мы будем далее встречаться.

Логические значения

Начнем с простого типа, Bool. Логические значения в Swift настолько же просты и легки в использовании, как и в других языках. Следующий пример демонстрирует, насколько это просто выглядит в Swift.

Числа

Числа представлены типами Int, UInt, Float и Double. Существуют и другие типы данных для хранения числовых значений, но перечисленные выше встречаются чаще всего. Эти типы данных идентичны тем, которые вы можете встретить в других языках программирования.

Поскольку Swift является строго-типизированным языком, вам наверняка придется иметь дело с преобразованиями типов время от времени. Например, нельзя перемножить между собой значения типов Int и Float. Давайте взглянем на следующий пример, чтобы лучше понять проблему.

Type Conversion

На первый взгляд, это может показаться серьезной недоработкой языка Swift. Но на самом деле данное поведение является естественным для большинства языков со строгой типизацией. К счастью, решение данной проблемы весьма просто, насколько вы можете увидеть ниже.

Converting a Number

Хотя может показаться, что мы приводим a к типу Float, это не то, что происходит на самом деле. Мы создаём или инициализируем значение типа Float, используя значение, хранящееся в a.

Есть два способа создать переменную или константу: явный синтаксис и синтаксис инициализатора. Константы a и b были созданы с использованием явного синтаксиса. Переменная str, которую мы обсуждали ранее, является еще одним примером явного синтаксиса.

Для того, чтобы создать значение типа Float из значения, сохранённом в a, мы используем синтаксис инициализатора. Мы создаем Float, используя имя типа, Float, за которым следуют круглые скобки, внутри которых передаётся a в качестве параметра.

Строки

Мы уже встречались с некоторыми строками в данном уроке. Строка — это не что иное, как просто последовательность символов. По сути, возможно получить доступ к коллекции символов как показано в примере ниже.

В примере выше мы использовали строковый литерал. Следующий пример демонстрирует, как использовать инициализатор для типа String. Синтаксис идентичен тому, который мы видели в одном из предыдущих примеров про числа и преобразование типов.

Коллекции

Стандартная библиотека языка Swift определяет три распространенных типа для коллекций, Array, Dictionary и Set. Эти типы-коллекции не требуют особых разъяснений, если вы знакомы с Objective-C или любым другим языком программирования. В некоторых языках словари известны как хэш-таблицы, а массивы — как списки. Идея, однако же, остается той же самой.

Массивы и словари инициализируются с помощью явного синтаксиса. Поскольку тип Set не имеет явного синтаксиса, мы используем синтаксис инициализатора для того, чтобы создать константу mySet.

Я уже упоминал ранее, что Swift — строго-типизированный язык и это также имеет свои последствия для типов-коллекций. Последующий пример иллюстрирует данный момент. Начнем с создания переменной arr1 типа [Int]. Это означает, что arr1 может содержать значения только типа Int.

Collection Types

Второе и третье выражения подтверждают это. Добавление целого числа допустимо, а вот если добавить строку, то возникнет ошибка компиляции. Компилятор попытается сконвертировать "Two" к типу Int, но не сможет этого сделать. В результате выйдет ошибка.

Следующий пример может запутать ещё больше. Почему компилятор не возмущается по поводу массива, который содержит значения разных типов? Причина может вас удивить. Константа arr2 имеет тип [AnyObject].

Any и AnyObject

Стандартная библиотека языка Swift определяет два специальных типа: Any и AnyObject. Тип Any может представлять значение любого типа, в то время как тип AnyObject может представлять собой любой класс или структуру. Если вы запутались, то это вполне нормально. Swift был спроектирован таким образом, чтобы быть строго-типизированным и складывается впечатление, что Any и AnyObject разрушают типобезопасность языка Swift.

Главной причиной введения типов Any и AnyObject является обратная совместимость. Я уже упоминал ранее, что большинство фреймворков, которые используются для разработки с помощью Cocoa, написаны на С и Objective-C. Objective-C определяет тип id, который может представлять любой объект. Для того, чтобы Swift и фреймворки Cocoa могли работать вместе, в стандартную библиотеку Swift были введены типы Any и AnyObject. Мы узнаем больше об этом, когда начнем работать с фреймворками Cocoa.

4. Классы и структуры

Классы

Если вы знакомы с объектно-ориентированным программированием, тогда вы должны быть уже знакомы с классами. Классы являются абсолютно обычными в Swift. Давайте взглянем на следующий пример, в котором мы определяем класс Boat с двумя свойствами, speed и lifeboats, и методом deployLifeboats().

Инициализация и изменение экземпляра класса Boat является совершенно элементарным, как вы можете видеть ниже. Вызов метода у экземпляра объекта также не является чем-то магическим. Основы работы с классами в Swift легки в понимании. Верно?

Структуры

Давайте теперь создадим структуру, которая выглядит на удивление похоже на класс Boat, и выясним, что же различает классы и структуры между собой в Swift.

Следующий пример демонстрирует наиболее важное различие между классами и структурами в Swift.

Difference Between Classes and Structures in Swift

Этот пример иллюстрирует тот факт, что классы передаются по ссылке, в то время как структуры передаются по значению. Что это значит? Мы инициализировали экземпляр класса Boat, присвоили его переменной boat1, и установили его свойство speed равным 11.0. Мы присвоили boat1 переменной boat2. Это означает, что boat2 теперь ссылается на boat1. И boat1, и boat2 указывают на один и тот же объект класса Boat. В результате если установить свойство speed у переменной boat2, то у переменной boat1 свойство speed также изменится.

Для структур это не так. Повторим те же самые шаги, используя структуру Ship. Однако конечный результат будет отличаться. Присваивая ship1 переменной ship2, значение ship1 будет скопировано и сохранено в ship2. Это означает, что ship1 и ship2 указывают на разные объекты, разные экземпляры структуры Ship. Это очень важный момент для понимания, так что убедитесь в том, что вы полностью его понимаете, прежде чем продолжить.

Следствия

Мы уже познакомились с наиболее распространёнными типами данных, определенными стандартной библиотекой языка Swift. Что я еще не упомянул в данном обсуждении, так это то, что каждый тип данных Swift, с которым мы имели дело до текущего момента, являлся структурой.

Каждый тип коллекций в Swift, например, является структурой. Каждый численный тип является структурой. Это важно знать и понимать, особенно если вы пришли из языка, который передаёт некоторые из этих типов по ссылке, такого как Ruby или Objective-C.

Больше различий

Существуют и другие различия, которые отличают классы и структуры в Swift между собой. Классы поддерживают наследование, в то время как структуры — нет. В следующем примере, мы определяем класс Speedboat, который наследуется от класса Boat. Класс Boat в данном случае является родительским классом, или суперклассом, для Speedboat.

Поскольку Boat является родительским классом для Speedboat, Speedboat наследует свойства и методы, определенные в классе Boat. Данный пример демонстрирует этот момент. Хотя реализация класса Speedboat пуста, экземпляр класса Speedboat, myBoat, имеет свойства speed и lifeboats, точно так же, как и метод deployLifeboats().

Более неочевидное различие между классами и структурами состоит в проверке типов во время исполнения. Вы можете проверить тип экземпляра класса во время исполнения, в то время как для экземпляров структур этого сделать нельзя.

5. Опциональные типы

Опциональные типы являются неотъемлемой частью языка программирования Swift. Давайте выясним, что же такое опциональные типы и почему они так важны. Переменная должна быть инициализирована до того, как она может быть использована. Давайте взглянем на следующий пример, чтобы понять, что это значит.

Если вы привыкли работать со строками в других языках программирования, вы можете быть удивлены, что компилятор выдаст ошибку. Посмотрим, о чём эта ошибка нам говорит.

Variable Not Initialized

Во многих языках программирования переменные имеют некоторое значение по умолчанию. В Objective-C, к примеру, строка в следующем отрывке кода равна nil.

Что такое "Опциональный тип"?

Swift использует опциональные типы чтобы инкапсулировать важную концепцию, имеет ли переменная или константа значение или не имеет. Это предельно просто в Swift. Для того, чтобы объявить переменную или константу как опциональную, мы добавляем знак вопроса к имени типа переменной или константы.

Переменная str больше не является переменной типа String. Теперь она имеет тип опциональный String. Это важно понимать. Последствия этого состоят в том, что мы больше не можем напрямую взаимодействовать со значением переменной str. Значение безопасным образом хранится в опциональном типе и нам потребуется явно потребовать у опционала значение, которое он инкапсулирует.

Принудительное разыменование

Один из способов получить значение опционального типа — с помощью принудительного разыменования опционала. Мы можем получить значение str, добавляя ! к имени переменной.

Важно знать, что опционал действительно содержит значение, прежде чем разыменовывать его. Если попытаться принудительно разыменовать опционал, у которого нет значения, Swift выбросит исключение и ваше приложение аварийно завершится.

Forced Unwrapping an Optional Without a Value

Опциональное Связывание

Есть более безопасный путь получения значения из опционала. Следующий пример показывает, каким образом можно безопасно получить значение, хранящееся в переменной str, которая имеет тип String?.

Сначала мы проверяем, равняется ли str значению nil перед тем, как вывести её содержимое. В данном примере str не имеет значения. Это означает, что она не будет принудительно разыменована по случайности.

Есть и более элегантный подход, известный как опциональное связывание. В последующем примере мы присваиваем значение, сохранённое в опционале, во временную константу. Значение опционала str привязано к константе strConst и доступно в основном if блоке выражения if. Данный подход также работает и с конструкциями while.

Что такое nil?

Если вы пришли из языка вроде Objective-C, тогда вы определённо точно должны знать, что такое nil. В Objective-C nil является указателем на несуществующий объект. Swift определяет nil несколько иначе и это важно, чтобы вы понимали разницу.

В Swift nil означает отсутствие какого бы то ни было значения. В то время, как в Objective-C nil применим только к объектам, в Swift nil может быть использован для любого типа.

Не пропустили ли вы Точку с запятой?

Заметили ли вы, что мы не использовали точек с запятой в примерах в данной статье? В Swift нет необходимости использовать точку с запятой, поскольку компилятор достаточно умён, чтобы понять, где заканчивается одно выражение и начинается другое. Если же вы очень скучаете по точкам с запятой, ничего страшного, их можно добавлять по своему усмотрению. Однако же, стоит помнить, что официальное руководство к языку не рекомендует использовать символы точки с запятой.

Заключение

Хотя мы лишь поверхностно изучили Swift в данном уроке, теперь вы имеете базовое представление о данном языке программирования. В следующем уроке мы рассмотрим другой ключевой компонент языка: замыкания и функции. Также мы обсудим протоколы и контроль доступа.

Если у вас остались какие-либо вопросы или комментарии, вы можете их оставить в комментариях ниже или связаться со мной через Twitter.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Code
  2. Swift
Code

iOS From Scratch With Swift: Swift in a Nutshell

by
Difficulty:BeginnerLength:MediumLanguages:
This post is part of a series called iOS From Scratch With Swift.
iOS From Scratch With Swift: Creating Your First iOS Application
iOS From Scratch With Swift: More Swift in a Nutshell

Apple introduced the Swift programming language during its annual developer conference in 2014, much to he surprise of the developer community. The company is serious about Swift, it isn't an experiment. The goal for Swift is to power the next generation of applications for Apple's platforms.

Prerequisites

Programming

It isn't possible to cover the basics of programming and learn Swift in one or two articles. I am therefore assuming that you already have some programming experience. Ruby, PHP, or JavaScript are good starting points for learning Swift. If you come from a web development background, then you shouldn't have problems learning the basics of Swift by reading the next two articles.

Swift

In the next two articles, I show you the power of playgrounds, a feature introduced in Xcode 6. We also cover the basics of the Swift programming language, such as variables, constants, and data types, including sets, arrays, and dictionaries.

You also learn the basics of classes and structures. In the next article, we zoom in on closures, functions, protocols, and access control. That should give you enough understanding of the language to complete the rest of this series.

Objective-C

Strictly speaking, C and Objective-C aren't required if you are interested in developing for the iOS platform. That said, most of the frameworks we will use to develop iOS applications are written in C and Objective-C. This means that I'll occasionally talk about C and Objective-C. Don't worry, though, I'll make sure you understand whatever is essential to keep you on track to reach your goal, become an iOS developer.

Xcode and Swift

Throughout this series, I will be using Xcode 7.1 and Swift 2.1. If you are using an older version of Xcode, then keep in mind that you won't be working with Swift 2.1. Swift continues to change at a rapid pace and the syntax evolves with every iteration of the language. I therefore recommend using Xcode 7.1, which includes Swift 2.1.

1. Playgrounds

In 2014, Apple introduced playgrounds as part of Xcode 6. Playgrounds are great for learning the Swift programming language. With playgrounds, you can focus on the code you're writing instead of messing with project settings, files, and folders.

Let's create a playground to start learning the basics of Swift. Fire up Xcode 7.1 and choose New > Playground... from Xcode's File menu. Playgrounds support OS X, iOS, and tvOS. Set Platform to iOS and name the playground Swift in a Nutshell.

Create a Playground

Tell Xcode where you want to save the playground and click Create. At first glance, a playground appears to be a simple file with a .playground extension, but it's actually a folder with a handful of files. Fortunately, that's not something we need to worry about. A playground is much easier to deal with than an Xcode project with dozens of files and folders.

Playground User Interface

The user interface of a playground is clean and simple. You can see the code editor on the left and the output on the right. Xcode has already populated the playground with three lines of code. The first line should look familiar if you've read the previous tutorial.

The line starts with two forward slashes, //, indicating that this line is a comment and ignored by the compiler. Comments that span multiple lines start with /* and end with */.

Xcode also added an import statement for the UIKit framework. UIKit is the most important framework for iOS development. It defines the building blocks iOS applications are built with. In Swift, importing a framework is as simple as using the import keyword followed by the name of the framework, UIKit.

The last line may remind some of you of JavaScript. We use the var keyword to declare a variable, str, and assign a value to it, "Hello, playground". This example immediately shows a key feature of Swift, type inference.

The above example is a bit misleading. You may think that Swift is a weakly typed language, but nothing could be further from the truth. The str variable is of type String. Swift is smart enough to infer the type of str by looking at the value we assign to it.

The following example is equivalent. In this example, we explicitly specify the type of the str variable. The colon following the name of the variable could be read as is of type.

2. Variables and Constants

Swift also defines the let keyword. This keyword is used to declare a constant. The Swift programming language encourages the use of constants whenever possible. If the value of a variable doesn't change during its lifetime, it should be a constant. As the name implies, once a constant is given a value, it cannot be changed. This is illustrated in the following example.

The value of a constant cannot be changed

In the above example, we declare a constant message and assign it a value. A few lines down, we assign a new value to the message constant. Because we attempt to change the value of message, the compiler throws an error. Fortunately, the compiler makes a suggestion to fix the issue, turning the message constant into a variable.

3. Data Types

Swift defines a wide range of data types, but let's take a look at some of the most common data types you'll come across.

Booleans

Let's start with a simple type, Bool. Booleans in Swift are just as simple and easy to use as they are in other languages. The following example is probably as simple as it gets in Swift.

Numbers

Numbers are represented by Int, UInt, Float, or Double. There are other data types for storing number values, but these are the most common ones. These data types are similar to the ones you find in other programming languages.

Because Swift is a strongly typed language, you need to deal with type conversions from time to time. For example, it's not possible to multiply an Int and a Float. Take a look at the following example to better understand the problem.

Type Conversion

At first, this may seem like a major shortcoming of the Swift language. The truth is that this behavior is inherent to most strongly typed languages. Fortunately, the solution is simple as you can see below.

Converting a Number

Even though it may seem as if we are casting a to a Float, that's not what's happening. We are creating or initializing a Float using the value stored in a.

There are two ways to create a variable or constant, literal syntax and initializer syntax. The constants a and b were created using literal syntax. The str variable we discussed earlier is another example of literal syntax.

To create a Float from the value stored in a, we use initializer syntax. We create the Float by using the type's name, Float, followed by two parentheses, passing in a as a parameter.

Strings

We've already encountered some strings in this tutorial. A string is nothing more than a sequence of characters. In fact, it's possible to access the collection of characters as shown in the example below.

In the above example, we use a string literal. The next example illustrates how to use the initializer of the String type. The syntax is identical to what we saw in one of the previous examples about numbers and type conversion.

Collections

The Swift standard library defines three common collection types, Array, Dictionary, and Set. These collection types require little explanation if you're familiar with Objective-C or any other programming language. In some languages, dictionaries are known as hashes and arrays are known as lists. The idea, however, is the same.

The array and dictionary are initialized using literal syntax. Because the Set type doesn't have a literal syntax, we use the initializer syntax to create the mySet constant.

I already mentioned that Swift is a strongly typed language and this also has consequences for collection types. The following example illustrates this. We start by creating a variable arr1 of type [Int]. This means that arr1 can only contain values of type Int.

Collection Types

The second and third statement confirm this. Appending an integer works fine, but appending a string results in a compiler error. The compiler attempts to convert "Two" to an Int, but is unable to do so. The result is an error.

The following example will make things even more confusing. Why isn't the compiler complaining about the array containing values of different types? The reason may surprise you. The arr2 constant is of type [AnyObject].

Any and AnyObject

The Swift standard library defines two special types, Any and AnyObject. The Any type can represent any type while the AnyObject type can represent any class or structure. If you're confused, then that's perfectly normal. Swift was designed to be strongly typed and it seems as if Any and AnyObject undermine Swift's type safety.

The reason for introducing Any and AnyObject is primarily for compatibility reasons. I already mentioned that most of the frameworks used for Cocoa development are written in C and Objective-C. Objective-C defines the id type, which represents any object. To make sure that Swift and the Cocoa frameworks can work together, the Swift standard library introduced the Any and AnyObject types. We'll learn more about this when we start working with the Cocoa frameworks.

4. Classes and Structures

Classes

If you're familiar with object-oriented programming, then you should already be familiar with classes. Classes are pretty ordinary in Swift. Take a look at the following example in which we define a class, Boat, with two properties, speed and lifeboats, and a method, deployLifeboats().

Initializing and modifying an instance of the Boat class is straightforward as you can see below. Calling a method on an instance isn't magical either. The basics of Swift classes are easy to understand. Right?

Structures

Let's now create a structure that looks surprisingly similar to the Boat class and find out what sets classes and structures apart in Swift.

The following example reveals the most important difference between Swift classes and structures.

Difference Between Classes and Structures in Swift

This example illustrates that classes are passed by reference while structures are passed by value. What does that mean? We initialized a Boat instance, assigned it to boat1, and set its speed property to 11.0. We assigned boat1 to boat2. This means that boat2 has a reference to boat1. Both boat1 and boat2 point to the same Boat instance. The result is that setting the speed property of boat2 also modifies the speed property of boat1.

This isn't true for structures. We repeat the same steps using the Ship structure. The end result is different though. By assigning ship1 to ship2, the value of ship1 is copied and stored in ship2. This means ship1 and ship2 point to different objects, different instances of the Ship structure. This is a very important concept to grasp so make sure you understand this before continueing.

Consequences

You've already been introduced to the common data types defined by the Swift standard library. What I didn't mention in that discussion is that every Swift data type we discussed so far is a structure.

Every collection type in Swift, for example, is a structure. Every number type is a structure. This is important to know and understand, especially if you come from a language that passes some of these types by reference, such as Ruby and Objective-C.

More Differences

There are a number of other differences that set classes and structures apart in Swift. Classes support inheritance while structures don't. In the following example, we define a class Speedboat that inherits from the Boat class. The Boat class is the parent class or superclass of Speedboat.

Because Boat is the parent class of Speedboat, Speedboat inherits the properties and methods defined in the Boat class. The example illustrates this. Even though the implementation of the Speedboat class is empty, the Speedboat instance, myBoat, has speed and lifeboats properties as well as a deployLifeboats() method.

A more subtle difference that sets classes and structures apart is type checking at runtime. You can check the type of a class instance at runtime while this isn't possible for structure instances.

5. Optionals

Optionals are an integral part of the Swift programming language. Let's find out what optionals are and why they are so important. A variable must be initialized before it can be used. Take a look at the following example to understand what this means.

If you're used to working with strings in other programming languages, then you may be surprised that the compiler throws an error. Let's see what that error tells us.

Variable Not Initialized

In many programming languages, variables have an initial default value. In Objective-C, for example, the string in the following code snippet is equal to nil.

What Is an Optional?

Swift uses optionals to encapsulate an important concept, a variable or constant has a value or it hasn't. It's that simple in Swift. To declare a variable or constant as optional, we append a question mark to the type of the variable or constant.

The variable str is no longer of type String. It is now of type optional String. This is important to understand. The consequence is that we can no longer directly interact with the value of str. The value is safely stored in the optional and we need to ask the optional for the value it encapsulates.

Forced Unwrapping

One way to access the value of an optional is by forced unwrapping the optional. We can access the value of str by appending a ! to the variable's name.

It's important that you are sure that the optional contains a value when you force unwrap it. If you force unwrap an optional that doesn't have a value, Swift throws an error and your application crashes.

Forced Unwrapping an Optional Without a Value

Optional Binding

There is a safer way to access the value of an optional. The following example shows how we can safely access the value stored in str, which is of type String?.

We first check if str is equal to nil before we print its contents. In this example, str doesn't have a value. This means it won't be forced unwrapped by accident.

There's a more elegant approach known as optional binding. In the following example, we assign the value stored in the optional to a temporary constant. The value of the optional str is bound to the constant strConst and made available in the if clause of the if statement. This approach also works for while statements.

What Is nil?

If you're coming from a language like Objective-C, then you most certainly know what nil is. In Objective-C, nil is a pointer to an object that doesn't exist. Swift defines nil a bit differently and it's important that you understand the difference.

In Swift, nil means the absence of a value, any value. While nil is only applicable to objects in Objective-C, in Swift nil can be used for any type.

Did You Miss the Semicolon?

Have you noticed that we haven't used any semicolons in the examples of this tutorial? In Swift, there's no need to use semicolons, because the compiler is smart enough to understand when one statement ends and another one begins. If you really miss using semicolons, then it's fine to add them. Keep in mind, though, that the language guide recommends to omit semicolons.

Conclusion

Even though we've only scratched the surface in this tutorial, you now have a basic understanding of the Swift programming language. In the next tutorial, we'll explore another key component of the language, closures and functions. We'll also discuss protocols and access control.

If you have any questions or comments, you can leave them in the comments below or reach out to me on Twitter.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.