Unlimited Plugins, WordPress themes, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Python
Code

Создание игр на Python 3 и Pygame: Часть 5

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:
This post is part of a series called Building Games with Python 3 and PyGame.
Building Games With Python 3 and Pygame: Part 4

Russian (Pусский) translation by Marat Amerov (you can also view the original English article)

Обзор

Это последняя из пяти частей туториала, посвящённого созданию игр с помощью Python 3 и PyGame. В четвёртой части мы научились распознавать коллизии, реагировать на то, что мяч сталкивается с разными игровыми объектами и создали игровое меню с собственными кнопками.

В последней части мы рассмотрим различные темы: конец игры, управление жизнями и очками, звуковые эффекты, музыку и даже гибкую систему спецэффектов. На десерт мы рассмотрим возможные улучшения и направления дальнейшего развития.

Конец игры

Рано или поздно игра должна закончиться. В этой версии Breakout игра заканчивается одним из двух способов: игрок или теряет все свои жизни, или разрушает все кирпичи. Следующего уровня в игре нет (но его легко можно будет добавить).

Game Over!

Полю game_over класса Game присваивается значение False в методе __init__() класса Game. Основной цикл продолжается до тех пор, пока переменная game_over не изменит значение на True:

Всё это происходит в классе Breakout в следующих случаях:

  • Игрок нажимает в меню на кнопку QUIT.
  • Игрок теряет последнюю жизнь.
  • Игрок разрушает все кирпичи.

Отображение сообщения о конце игры

Обычно при завершении игры мы не хотим, чтобы окно игры молча пропадало. Исключением является случай, когда мы нажимаем на кнопку QUIT в меню.  Когда игрок теряет последнюю жизнь, Breakout показывает традиционное сообщение 'GAME OVER!', а когда игрок выигрывает, она показывает сообщение 'YOU WIN!'

В обоих случаях используется функция show_message(). Она отображает текст поверх текущего экрана (игра приостанавливается) и ждёт несколько секунд, прежде чем вернуться. В следующей итерации игрового цикла проверка поля game_over определит, что оно равно True, после чего программа завершится.

Вот как выглядит функция show_message():

Сохранение рекордов между играми

В этой версии игры я не сохраняю рекорды, потому что в ней только один уровень, и результаты всех игроков после разрушения кирпичей будут одинаковыми. В общем случае, сохранение рекордов можно реализовать локально, сохраняя рекорды в файл и отображая другое сообщение, если игрок побьёт рекорд.

Добавление звуковых эффектов и музыки

Игры — это аудиовизуальный процесс. Во многих играх есть звуковые эффекты — короткие аудиофрагменты, воспроизводимые при убийстве игроком монстров, нахождении сокровища или ужасной смерти. В некоторых играх также есть фоновая музыка, которая вносит свой вклад в атмосферу. В Breakout есть только звуковые эффекты, но я покажу вам, как воспроизводить музыку в ваших играх.

Звуковые эффекты

Для воспроизведения звуковых эффектов нам потребуются звуковые файлы (как и в случае с файлами изображений). Эти файлы могут иметь формат .wav, .mp3 или .ogg. Breakout хранит свои звуковые эффекты в папке sound_effects:

Давайте посмотрим, как эти звуковые эффекты загружаются и воспроизводятся в нужное время. Во-первых, для воспроизведения звуковых эффектов (или фоновой музыки) нам нужно инициализировать звуковую систему Pygame. Это делается в классе Game: pygame.mixer.pre_init(44100, 16, 2, 4096)

Затем в классе Breakout все звуковые эффекты загружаются из config в объект pygame.mixer.Sound и хранятся в словаре:

Теперь мы можем воспроизводить звуковые эффекты, когда происходит что-то интересное. Например, когда мяч ударяется об кирпич:

Звуковой эффект воспроизводится асинхронно, то есть игра не приостанавливается во время его звучания. Одновременно могут воспроизводиться несколько звуковых эффектов.

Запись собственных звуковых эффектов и сообщений

Запись собственных звуковых эффектов может быть простым и приносящим удовольствие занятием. В отличие от создания визуальных ресурсов, для него не требуется большого таланта. Кто угодно может сказать «Бум!» или «Прыг», или крикнуть «Вас убили. Повезёт в другой раз!»

Я часто прошу своих детей записывать звуковые эффекты и голосовые сообщения, сопровождающие текстовые сообщения, например 'YOU WIN!' или 'GAME OVER!' Единственное ограничение здесь — собственное воображение.

Воспроизведение фоновой музыки

Фоновая музыка должна воспроизводиться постоянно. Теоретически, можно создать очень долгий звуковой эффект, но чаще всего применяют зацикленное воспроизведение фоновой музыки. Музыкальные файлы могут иметь формат .wav, .mp3 или .midi. Вот как реализуется музыка:

Одновременно может играть только одна фоновая музыка. Однако поверх фоновой музыки может воспроизводиться несколько звуковых эффектов. Именно это называется микшированием.

Добавление расширенных возможностей

Давайте сделаем что-то любопытное. Разрушать кирпичи мячом интересно, но довольно быстро надоедает. Как насчёт общей системы спецэффектов? Мы разработаем расширяемую систему спецэффектов, связанную с некоторыми кирпичами, которая активируется при ударе мяча об кирпич.

Вот каким будет план. У эффектов есть время жизни. Эффект начинается, когда разрушается кирпич и заканчивается, когда завершается время действия эффекта. Что случится, если мяч ударится об другой кирпич со спецэффектом? В теории, можно создать сочетаемые эффекты, но чтобы упростить всё в исходной реализации активный эффект будет останавливаться, а новый эффект занимать его место.

Система спецэффектов

Спецэффект в наиболее общем случае можно определить как две функции. Первая функция активирует эффект, а вторая сбрасывает его. Мы хотим прикрепить эффекты к кирпичам и дать игроку чётко понять, какие из кирпичей являются особенными, чтобы они могли попробовать ударять их или избегать их в определённые моменты.

Наши спецэффекты определяются словарём из модуля breakout.py. Каждый эффект имеет имя (например, long_paddle) и значение, которое состоит из цвета кирпича, а также две функции. Функции задаются как лямбда-функции, берущие экземпляр Game, в который включается всё, что может изменять спецэффект в Breakout.

При создании кирпичей им может назначаться один из спецэффектов. Вот код:

Класс Brick имеет поле effect, которое обычно имеет значение None, но может (с вероятностью в 30%) содержать один из определённых выше спецэффектов. Заметьте, что этот код не знает о том, какие эффекты существуют. Он просто получает эффект и цвет кирпича и при необходимости назначает их.

В этой версии Breakout я выполняю срабатывание эффектов только при ударе об кирпич, но можно придумать и другие варианты срабатывания событий. Предыдущий эффект сбрасывается (если он существовал), а затем запускается новый эффект. Функция сброса и время запуска эффекта хранятся для будущего использования.

Если новый эффект не запущен, нам всё равно нужно сбросить текущий эффект после срока его жизни. Это происходит в методе update(). В каждом кадре функция сброса текущего эффекта назначается полю reset_effect.  Если время после запуска текущего эффекта превышает длительность эффекта, то вызывается функция reset_effect(), а поле reset_effect принимает значение None (означающее, что в данный момент нет активных эффектов).

Увеличение ракетки

Эффект длинной ракетки заключается в увеличении ракетки на 50%. Её функция сброса возвращает ракетку к обычным размерам. Кирпич имеет цвет Orange:

Замедление мяча

Ещё один эффект, помогающий в погоне за мячом, заключается замедлении мяча, то есть уменьшении его скорости на одну единицу. Кирпич имеет цвет Aquamarine.

Больше очков

Если вы хотите больших результатов, то вам понравится эффект утроения очков, дающий по три очка за каждый разрушенный кирпич вместо стандартного одного очка. Кирпич имеет цвет dark green.

Дополнительные жизни

Наконец, очень полезным эффектом будет эффект дополнительных жизней. Он просто даёт вам ещё одну жизнь. Для него не нужен сброс. Кирпич имеет цвет gold.

Возможности, которые можно добавить в будущем

Существует несколько логичных направлений для расширения Breakout. Если вам интересно попробовать себя в добавлении новых возможностей и функций, то вот несколько идей.

Переход на следующий уровень

Чтобы превратить Breakout в серьёзную игру, нужны уровни, одного явно недостаточно. В начале каждого уровня мы будем сбрасывать экран, но сохранять очки и жизни.  Чтобы усложнить игру, можно немного увеличивать скорость мяча на каждом уровне или добавить ещё один слой кирпичей.

Второй мяч

Эффект временного добавления второго мяча создаст огромный хаос. Сложность здесь в том, чтобы обрабатывать оба мяча как равные, вне зависимости от того, какой из них является исходным. Когда один мяч пропадает, игра продолжается с единственным оставшимся. Жизнь при этом не теряется.

Сохраняющиеся рекорды

Когда у вас есть уровни с увеличивающейся сложностью, желательно создать таблицу рекордов. Можно хранить рекорды в файле, чтобы они сохранялись после игры. Когда игрок побивает рекорд, можно добавить маленькие пиццы или позволить ему написать имя (традиционно всего из трёх символов).

Бомбы и бонусы

В текущей реализации все спецэффекты связаны с кирпичами, но можно добавить эффекты (хорошие и плохие), падающие с неба, которые игрок может собирать или избегать.

Подведём итог

Разработка Breakout с помощью Python 3 и Pygame оказалась очень увлекательным занятием. Это очень мощное сочетание для создания 2D-игр (и для 3D-игр тоже). Если вы любите Python и хотите создавать собственные игры, то не колеблясь выбирайте Pygame.

Я совершенно точно буду создавать на Python и Pygame и другие игры.

Наконец, помните, что у нас есть много контента для Python, доступных для покупки и для изучения на Envato Market.


Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

New! Unlimited audio, video & web asset downloads! Unlimited audio, video & web assets! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Python
Code

Building Games With Python 3 and Pygame: Part 5

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:
This post is part of a series called Building Games with Python 3 and PyGame.
Building Games With Python 3 and Pygame: Part 4

Overview

This is part five of a five-part series of tutorials about making games with Python 3 and PyGame. In part four we detected collisions, responded to the ball hitting various game objects, and created a game menu with custom buttons. 

In this last part, we'll cover diverse topics such as the end game, managing lives and score, sound effects, music, and even a flexible special effects system. For dessert, we'll discuss potential improvements and future directions.

The End Game

Eventually, the game has to end. In this version of Breakout, the game ends in one of two ways: either the player loses all their lives or they hit all the bricks. There is no next level (although it would be easy to add).

Game Over!

The game_over field of the Game class is set to False in the __init__() method of the Game class. The main loop goes round and round until the game_over variable is set to True:

That all happens in the Breakout class in the following cases:

  • The player clicked the QUIT button from the menu.
  • The player loses their last life.
  • The player cleared all the bricks.

Display the End Game Message

Usually, when the game ends, we don't want the game window to just disappear into thin air. The exception is if you clicked the QUIT button in the menu. When the player loses their last life, Breakout displays the traditional 'GAME OVER!' message, and when the player wins, it displays 'YOU WIN!'

The show_message() function is used in both cases. It displays the text on top of the current screen (the game will be paused) and waits for a few seconds before returning. In the next iteration of the game loop, the check for the game_over field will determine it is True, and the program will exit. 

Here is the show_message() function:

Keeping the High Score Between Games

In this version, I don't keep the high score because there is just one level, and everybody's score will be the same if they clear all the bricks. In general, it can be done locally by storing the high score in a file and then displaying another message if the player broke the high score.

Adding Sound Effects and Music

Games are an audio-visual experience. Most games have sound effects that are short sound bytes that are played when the player kills a monster, finds some treasure, or explodes horribly. Some games have background music too, which contributes to the atmosphere. Breakout has only sound effects, but I'll show you how to play background music in your games.

Sound Effects

You need sound files (similar to image files) to play as sound effects. These files can be in .wav, .mp3, or .ogg formats. Breakout keeps its sound effects in the sound_effects folder:

Let's see how these sound effects are loaded and played at the right time. First, to play sound effects (or background music) you need to initialize the sound system of Pygame. That happens in the Game class: pygame.mixer.pre_init(44100, 16, 2, 4096)

Then, in the Breakout class, all the sound effects are loaded from the config into the pygame.mixer.Sound object and are stored in a dictionary:

Now, we can play the sound effects when something interesting happens. For example, when the ball hits a brick:

The sound effect plays asynchronously, which means the game doesn't freeze while the sound is playing. Multiple sound effects can be played simultaneously.

Record Your Own Sound Effects and Messages

Recording your sound effects is both easy and rewarding. Unlike visual asset design, it doesn't take much talent. Anybody can say "Kaboom!" or "Boing" or shout "You're dead. Better luck next time!"

I often ask my kids to record sound effects as well as voice messages that accompany text messages like 'YOU WIN!' or 'GAME OVER!' Your imagination is the only limitation.

Playing Background Music

Background music should play constantly. In theory, you can have a very loooooooong sound effect, but a more common approach is simply to play the background music in a loop. Music files can be .wav, .mp3, or .midi format. Here is how it's done:

You can have only one piece of background music playing at a time. But multiple sound effects can play over the background music. That's what mixing is all about.

Adding Advanced Features

Let's get fancy. Breaking bricks with a ball is cool, but it gets old pretty fast. How about a generic special effects system? We'll develop an extensible system of special effects that are associated with certain bricks and activate when the ball hits the brick. 

Here is the plan. Effects have a lifetime. The effect starts when the brick breaks and ends when the duration of the effect elapses. What happens if the ball hits another special effect brick? In theory, you could have compounding effects, but to simplify things for the initial implementation, the active effect will stop, and the new effect will take its place.

Special Effects System

A special effect can be defined in the most generic way as two functions. The first function activates the effect, and the second function resets it. We want to attach effects to bricks and make it clear to the player which bricks are special, so they can try to hit or avoid them at certain points. 

The following dict from the breakout.py module defines our special effects. Each effect has a name (e.g. long_paddle) and a value, which consists of the color its brick will have as well as the two functions. The functions are defined as lambda functions that take a Game instance, which includes everything a special effect in Breakout may want to change.

When the bricks are created, they have a change to be assigned one of the special effects. Here is the code:

The Brick class has an effect field that is usually None, but can get (30% chance) one of the special effects defined above. Note that this code is unaware of what effects are available. It simply gets the effect and the brick color and assigns them if needed. 

In this version of Breakout, I trigger effects only when a brick is hit, but you can imagine other scenarios that could trigger events. The previous effect is reset (if there was one), and then the new effect is launched. The reset function and the effect start time are stored for later.

If no new effect was triggered, we still need to reset the current event when it expires. That happens in the update() method. In each frame, the reset function of the current effect was assigned to the reset_effect field. If the time since the current effect started exceeded the effect duration then the reset_effect() function is called and the reset_effect field is set to None (meaning there is no active effect right now).

Enlarging the Paddle

The long paddle effect works by inflating the paddle by 50%. Its reset function just resizes it back to normal. The brick color is Orange:

Slowing the Ball

Another effect that helps with chasing the ball is the slow ball effect, which simply slows the ball speed by one unit. The brick color is Aquamarine.

More Points

If you want big numbers, you'll like the triple points effect that gives you three points for each brick you hit instead of the standard one point. The brick color is dark green.

Extra Lives

Finally, a very helpful effect is the extra lives effect. It just gives you an extra life. No reset is needed really. The brick color is gold.

Future Features

There are several natural directions to extend Breakout. If you're interested in trying your hand at adding more capabilities and features, here are some ideas.

Take It to the Next Level

To make Breakout a serious game, it needs levels. Playing just one screen is not enough. At the beginning of each level, you will reset the screen, but keep the score and lives as is. To make the game harder, you can slightly increase the ball speed on each level or add another layer of bricks.

Second Ball

Adding a second ball as a temporary effect is bound to create a lot of chaos. The tricky part here is to treat both balls as equal, regardless of which one was the original. When one ball is gone, the game continues with the single ball that was left. No life is lost.

Persistent High Score

When you have levels with increasing difficulty, the high score becomes a coveted prize. You can keep the high score in a file to persist between games. When a player breaks the high score, you can add a little pizazz or let them write their name (traditionally just three characters).

Bombs and Power-Ups

In the current implementation, all special effects are tied to bricks, but you can add effects (good and bad) that drop from the sky and the player has to collect them or avoid them.

Conclusion

Developing Breakout using Python 3 and Pygame was a super rewarding experience. It's a very powerful combination for 2D games (and 3D games too). If you like Python and want to make your own games, you can't go wrong with Pygame. 

I definitely plan to make more games with Python and Pygame.

Finally, remember we have plenty of Python content available for sale and for study in the Envato Market.


Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.