Advertisement
  1. Code
  2. Python 3

Создание игр на Python 3 и Pygame: Часть 1

Scroll to top
Read Time: 8 min
This post is part of a series called Building Games with Python 3 and PyGame.
Building Games With Python 3 and Pygame: Part 2

Russian (Pусский) translation by Marat Amerov (you can also view the original English article)

Обзор

Многие разработчики приходят в разработку ПО, потому что хотят создавать игры. Не все могут стать профессиональными разработчиками игр, но любой может создавать собственные игры из интереса (а может быть, и с выгодой). В этом туториале, состоящем из пяти частей, я расскажу вам, как создавать двухмерные однопользовательские игры с помощью Python 3 и замечательного фреймворка PyGame.

Мы создадим версию классической игры Breakout. Освоив этот туториал, вы будете чётко понимать, что необходимо для создания игры, познакомитесь с возможностями Pygame и напишете собственный пример игры.

Мы реализуем следующие функции и возможности:

  • простые стандартные GameObject и TextObject
  • простой стандартный Game object
  • простая стандартная кнопка
  • файл конфигурации
  • обработка событий клавиатуры и мыши
  • кирпичи, ракетка и мяч
  • управление движением ракетки
  • обработка коллизий мяча с объектами игры
  • фоновое изображение
  • звуковые эффекты
  • расширяемая система спецэффектов

Не стоит ожидать, что игра будет очень красива графически. Я программист, а не художник, меня больше интересует эстетика кода. Созданный мной дизайн может неприятно удивить. С другой стороны, у вас будут почти неограниченные возможности по улучшению графики этой версии Breakout. Если вы отважитесь повторять за мной, посмотрите на скриншот:

Example of the Game UIExample of the Game UIExample of the Game UI

Готовый исходный код выложен здесь.

Краткое введение в программирование игр

Главное в играх — перемещение пикселей на экране и издаваемый шум. Почти во всех видеоиграх есть эти элементы. В этой статье мы не будем рассматривать клиент-серверные и многопользовательские игры, для которых требуется много сетевого программирования.

Основной цикл

Основной цикл (main loop) игры выполняется и обновляет экран через фиксированные интервалы времени. Они называются частотой кадров и определяют плавность перемещения. Обычно игры обновляют экран 30-60 раз в секунду. Если частота будет меньше, то покажется, что объекты на экране дёргаются.

Внутри основного цикла есть три основных операции: обработка событий, обновление состояния игры и отрисовка текущего состояния на экране.

Обработка событий

События в игре состоят из всего, что происходит за пределами управления кода игры, но относится к выполнению игры. Например, если в Breakout игрок нажимает клавишу «стрелка влево», то игре нужно переместить ракетку влево.  Стандартными событиями являются нажатия (и отжатия) клавиш, движение мыши, нажатия кнопок мыши (особенно в меню) и события таймера (например, действие спецэффекта может длиться 10 секунд).

Обновление состояния

Сердце любой игры — это её состояние: всё то, что она отслеживает и отрисовывает на экране. В случае Breakout к состоянию относятся положение всех кирпичей, позиция и скорость мяча, положение ракетки, а также жизни и очки.

Существует также вспомогательное состояние, позволяющее управлять игрой:

  • Отображается ли сейчас меню?
  • Закончена ли игра?
  • Победил ли игрок?

Отрисовка

Игре нужно отображать своё состояние на экране, в том числе отрисовывать геометрические фигуры, изображения и текст.

Игровая физика

В большинстве игр симулируется физическое окружение. В Breakout мяч отскакивает от объектов и имеет очень приблизительную систему физики твёрдого тела (если это можно так назвать).

В более сложных играх могут использоваться более изощрённые и реалистичные физические системы (особенно в 3D-играх). Стоит также отметить, что в некоторых играх, например, в карточных, физики почти нет, и это совершенно нормально.

ИИ (искусственный интеллект)

Во многих играх мы сражаемся с компьютерными противниками, или в них есть враги, пытающиеся нас убить. Часто они ведут себя в игровом мире так, как будто обладают разумом.

Например, враги преследуют игрока и знают о его местоположении. В Breakout нет никакого ИИ. Игрок сражается с холодными и твёрдыми кирпичами. Однако ИИ в играх часто очень прост и всего лишь следует простым (или сложным) правилам, обеспечивающим псевдоразумные результаты.

Воспроизведение звука

Воспроизведение звука — ещё один важный аспект игр. В общем случае существует два типа звука: фоновая музыка и звуковые эффекты. В Breakout я реализую только звуковые эффекты, которые воспроизводятся при различных событиях.

Фоновая музыка — это просто музыка, постоянно играющая на фоне. В некоторых играх она не используется, а в некоторых меняется на каждом уровне.

Жизни, очки и уровни

В большинстве игр игрок имеет определённое количество жизней, и когда они заканчиваются, игра завершается. Также в играх часто присутствуют очки, позволяющие понять, насколько хорошо мы играем, и дающие мотивацию к самосовершенствованию или просто хвастаться друзьям своими рекордами.  Во многих играх есть уровни, которые или совершенно отличаются, или постепенно увеличивают сложность.

Знакомство с Pygame

Прежде чем приступить к реализации игры, давайте немного узнаем о Pygame, который возьмёт на себя большую часть работы.

Что такое Pygame?

Pygame — это фреймворк языка Python для программирования игр. Он создан поверх SDL и обладает всем необходимым:

  • зрелостью
  • хорошим сообществом
  • открытым исходным кодом
  • кроссплатформенностью
  • качественной документацией
  • множеством примеров игр
  • простотой изучения

Установка Pygame

Введите pip install pygame, чтобы установить фреймворк. Если вам нужно что-то ещё, то следуйте инструкциям из раздела Getting Started в Wiki проекта. Если у вас, как и у меня, macOS Sierra, то могут возникнуть проблемы. Мне удалось установить Pygame без сложностей, и код работает отлично, но окно игры никогда не появляется.

Это станет серьёзным препятствием при запуске игры. В конце концов мне пришлось запускать её в Windows внутри VirtualBox VM. Надеюсь, ко времени прочтения этой статьи проблема будет решена.

Архитектура игры

Играм нужно управлять кучей информации и выполнять почти одинаковые операции со множеством объектов. Breakout — это небольшая игра, однако попытка управлять всем в одном файле может оказаться слишком утомительной. Поэтому я решил создать файловую структуру и архитектуру, которая подойдёт и для гораздо более крупных игр.

Структура папок и файлов

Pipfile и Pipfile.lock — это современный способ управления зависимостями в Python. Папка images содержит изображения, используемые игрой (в нашей версии будет только фоновое изображение), а в папке sound_effects directory лежат короткие звуковые клипы, используемые (как можно догадаться) в качестве звуковых эффектов.

Файлы ball.py, paddle.py и brick.py содержат код, относящийся к каждому из этих объектов Breakout. Подробнее я рассмотрю их в следующих частях туториала. Файл text_object.py содержит код отображения текста на экране, а в файле background.py содержится игровая логика Breakout.

Однако существует несколько модулей, создающих произвольный «скелет» общего назначения. Определённые в них классы можно будет использовать в других играх на основе Pygame.

Класс GameObject

GameObject представляет собой визуальный объект, знающий о том, как себя рендерить, сохранять свои границы и перемещаться. В Pygame есть и класс Sprite, исполняющий похожую роль, но в этом туториале я хочу показать вам, как всё работает на низком уровне, а не полагаться слишком активно на готовую магию. Вот как выглядит класс GameObject:

GameObject предназначен для того, чтобы быть базовым классом для других объектов. Он непосредственно раскрывает множество свойств его прямоугольника self.bounds, а в своём методе update() он перемещает объект в соответствии с его текущей скоростью. Он ничего не делает в своём методе draw(), который должен быть переопределён подклассами.

Класс Game

Класс Game — это ядро игры. Он выполняется в основном цикле. В нём есть множество полезных возможностей. Давайте разберём его метод за методом.

Метод __init__() инициализирует сам Pygame, систему шрифтов и звуковой микшер. Три разных вызова нужны, так как не во всякой игре на Pygame используются все компоненты, поэтому можно контролировать подсистемы, которые мы используем, и инициализировать только нужные с соответствующими параметрами. Метод создаёт фоновое изображение, основную поверхность (на которой всё отрисовывается) и игровой таймер с правильной частотой кадров.

Элемент self.objects хранит все игровые объекты, которые должны рендериться и обновляться. Различные обработчики управляют списками функций-обработчиков, которые должны выполняться при определённых событиях.

Методы update() и draw() очень просты. Они обходят все управляемые игровые объекты и вызывают соответствующие им методы. Если два объекта накладываются друг на друга на экране, то порядок списка объектов определяет, какой из них будет рендериться первым, а остальные будут частично или полностью его перекрывать.

Метод handle_events() слушает события, генерируемые Pygame, такие как события клавиш и мыши. Для каждого события он вызывает все функции-обработчики, которые должны обрабатывать события соответствующих типов.

Наконец, метод run() выполняет основной цикл. Он выполняется до тех пор, пока элемент game_overне принимает значение True. В каждой итерации он рендерит фоновое изображение и вызывает по порядку методы handle_events()update() и draw().

Затем он обновляет экран, то есть записывает на физический дисплей всё содержимое, которое было отрендерено на текущей итерации. И последнее, но не менее важное — он вызывает метод clock.tick() для управления тем, когда будет вызвана следующая итерация.

Заключение

В этой части мы изучили основы программирования игр и все компоненты, участвующие в создании игр. Также мы рассмотрели сам Pygame и узнали, как его установить. Наконец, мы погрузились в архитектуру игры и изучили структуру папок, классы GameObject и Game.

Во второй части мы рассмотрим класс TextObject, используемый для рендеринга текста на экране. Мы создадим основное окно, в том числе и фоновое изображение, а затем узнаем, как отрисовывать объекты (мяч и ракетку).

Кроме того, посмотрите, что у нас есть для продажи и обучения на Envato Market, и не стесняйтесь задавать любые вопросы и предоставлять свои ценные отзывы, используя приведенную ниже форму.

Advertisement
Did you find this post useful?
Want a weekly email summary?
Subscribe below and we’ll send you a weekly email summary of all new Code tutorials. Never miss out on learning about the next big thing.
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

New! Unlimited audio, video & web asset downloads! Unlimited audio, video & web assets! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Python 3
Code

Building Games With Python 3 and Pygame: Part 1

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:
This post is part of a series called Building Games with Python 3 and PyGame.
Building Games With Python 3 and Pygame: Part 2

Overview

A lot of developers get into software development because they want to build games. Not everybody can be a professional game developer, but everybody can build their own games for fun and maybe profit. In this five-part series, I'll show you how to create 2D single-player games using Python 3 and the excellent Pygame framework. 

We will build a version of the classic Breakout game. When all is said and done, you'll have a clear understanding of what it takes to create your own game, you'll be familiar with Pygame's capabilities, and you'll have a sample game. 

Here are the features and capabilities we'll implement:

  • simple generic GameObject and TextObject
  • simple generic Game object
  • simple generic button
  • config file
  • handling keyboard and mouse events
  • bricks, paddle, and ball
  • managing paddle movement
  • handling collisions of the ball with everything
  • background image
  • sound effects
  • extensible special effects system

What you should not expect is a visually pleasing game. I'm a programmer and not an artist. I worry more about the esthetics of the code. The result of my visual design can be quite shocking. On the plus side, if you want to improve how this version of Breakout looks, you have tons of room for improvement. With that dire warning out of the way, here is a screenshot:

Example of the Game UI

The full source code is available here.

Quick Introduction to Game Programming

Games are about moving pixels on the screen and making noise. Pretty much all video/computer games have most of the following elements. Out of scope of this article are client-server games and multi-player games, which involve a lot of network programming too.

Main Loop

The main loop of a game runs and refreshes the screen at fixed intervals. This is your frame rate, and it dictates how smooth things are. Typically, games refresh the screen 30 to 60 times a second. If you go slower, objects on the screen will seem jerky. 

Inside the main loop, there are three main activities: handling events, updating the game state, and drawing the current state of the screen.

Handling Events

Events in a game consist of everything that happens outside the control of the game's code but is relevant to the operation of the game. For example, if in Breakout the player presses the left arrow key, the game needs to move the paddle to the left. Typical events are key presses (and releases), mouse movement, mouse button clicks (especially in menus), and timer events (e.g. a special effect expires after 10 seconds).

Updating State

The core of each game is its state: the stuff it keeps track of and draws on the screen. In Breakout, the state includes the location of all the bricks, the position and speed of the ball, and the position of the paddle, as well as lives and the score. 

There is also the auxiliary state that helps manage the game: 

  • Are we showing a menu now? 
  • Is the game over? 
  • Did the player win?

Drawing

The game needs to display its state on the screen. This includes drawing geometrical shapes, images, and text.

Game Physics

Most games simulate a physical environment. In Breakout, the ball bounces off objects and has a very crude rigid-body physics system in place (if you can call it that). 

More advanced games may have more sophisticated and realistic physics systems (especially 3D games). Note that some games like card games don't have much physics at all, and that's totally fine. 

AI (Artificial Intelligence)

There are many games where you play against an artificial computer opponent or opponents, or there are enemies that try to kill you or worse. These figments of the game's imagination often behave in a seemingly intelligent way in the game's world. 

For example, enemies will chase you and be aware of your location. Breakout doesn't present an AI. You play against the cold, hard bricks. However, the AI in games is often very simple and just follows simple (or complex) rules to achieve pseudo-intelligent outcomes.

Playing Audio

Playing audio is another important aspect of games. There are in general two types of audio: background music and sound effects. In Breakout, I focus on sound effects that play briefly when various events happen. 

Background music is just music that plays constantly in the background. Some games don't use background music, and some switch it every level.

Lives, Score, and Levels

Most games give you a certain amount of lives, and when you run out of lives, the game is over. You also often have a score that gives you a sense of how well you're doing and a motivation to improve next time you play or just brag to your friends about your Breakout mad skills. Many games have levels that are either completely different or raise the level of difficulty.

Meet Pygame

Before diving in and starting to implement, let's learn a little about Pygame, which will do a lot of the heavy lifting for us.

What's Pygame?

Pygame is a Python framework for game programming. It is built on top of SDL and has all the good stuff:

  • mature
  • great community
  • open source
  • cross-platform
  • good docs
  • plenty of sample games
  • easy to learn

Installing Pygame

Type pip install pygame in order to install it. If you need something else, follow the instructions in the Getting Started section of the Wiki. If you run macOS Sierra as I do, you may run into some trouble. I was able to install Pygame with no trouble, and the code seemed to run just fine, but the game window never showed up. 

That's kind of a bummer when you run a game. I eventually had to resort to running on Windows in a VirtualBox VM. Hopefully, by the time you read this article, the issue will have been resolved.

Game Architecture

Games need to manage a lot of information and perform similar operations on many objects. Breakout is a mini-game, yet trying to manage everything in one file would be overwhelming. Instead, I opted to create a file structure and architecture that would be suitable for much larger games.

Directory and File Structure

The Pipfile and Pipfile.lock are the modern way of managing dependencies in Python. The images directory contains images used by the game (only the background image in this incarnation), and the sound_effects directory contains short audio clips used as (you guessed it) sound effects. 

The ball.py, paddle.py, and brick.py files contain code specific to each one of these Breakout objects. I will cover them in depth later in the series. The text_object.py file contains code for displaying text on the screen, and the background.py file contains the Breakout-specific game logic. 

However, there are several modules that form a loose, general-purpose skeleton. The classes defined there can be reused for other Pygame-based games.

The GameObject Class

The GameObject represents a visual object that knows how to render itself, maintain its boundaries, and move around. Pygame actually has a Sprite class that has a similar role, but in this series I want to show how things work at a low level and not rely on too much prepackaged magic. Here is the GameObject class:

The GameObject is designed to serve as a base class for other objects. It exposes directly a lot of the properties of its self.bounds rectangle, and in its update() method it moves the object according to its current speed. It doesn't do anything in its draw() method, which should be overridden by sub-classes.

The Game Class

The Game class is the core of the game. It runs the main loop. It has a lot of useful functionality. Let's take it method by method.

The __init__() method initializes Pygame itself, the font system, and the audio mixer. The reason you need to make three different calls is because not all Pygame games use all components, so you control what subsystems you use and initialize only those with their specific parameters. It creates the background image, the main surface (where everything is drawn), and the game clock with the correct frame rate. 

The self.objects member will keep all the game objects that need to be rendered and updated. The various handlers manage lists of the handler function that should be called when certain events happen.

The update() and draw() methods are very simple. They just iterate over all the managed game objects and call their corresponding methods. If two game objects overlap, the order in the objects list determines which object will be rendered first, and the other will partially or fully cover it. 

The handle_events() method listens to events generated by Pygame, like key and mouse events. For each event, it invokes all the handler functions that are registered to handle this type of event.

Finally, the run() method runs the main loop. It runs until the game_over member becomes True. In each iteration, it renders the background image and invokes in order the handle_events(), update(), and draw() methods. 

Then it updates the display, which actually updates the physical display with all the content that was rendered during this iteration. Last, but not least, it calls the clock.tick() method to control when the next iteration will be called.

Conclusion

In this part, you've learned the basics of game programming and all the components involved in making games. Then, we looked at Pygame itself and how to install it. Finally, we delved into the game architecture and examined the directory structure, the GameObject class, and the Game class. 

In part two, we'll look at the TextObject class used to render text on the screen. We'll create the main window, including a background image, and then we'll learn how to draw objects like the ball and the paddle.

Additionally, please see what we have available for sale and for study in the Envato Market, and don't hesitate to ask any questions and provide your valuable feedback using the feed below.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.