7 days of WordPress plugins, themes & templates - for free!* Unlimited asset downloads! Start 7-Day Free Trial
Advertisement
  1. Code
  2. Python

Понимаем, сколько памяти используют ваши объекты Python

Read Time: 9 mins

Russian (Pусский) translation by Masha Kolesnikova (you can also view the original English article)

Python - это фантастический язык программирования. Он также известен как довольно медленный, в основном из-за его огромной гибкости и динамических характеристик. Для многих приложений и областей это не проблема из-за их требований и различных методов оптимизации. Менее известно, что графы объектов Python (вложенные словари списков, кортежей и примитивных типов) занимают значительный объем памяти. Это может быть гораздо более серьезным ограничивающим фактором из-за его влияния на кеширование, виртуальную память, многопользовательскую работу с другими программами и в целом более быстрое исчерпание доступной памяти, которая является дефицитным и дорогим ресурсом.

Оказывается, нетривиально выяснить, сколько памяти фактически потребляется. В этой статье я расскажу о тонкостях управления памятью объекта Python и покажу, как точно измерить потребляемую память.

В этой статье я остановлюсь исключительно на CPython - основной реализации языка программирования Python. Эксперименты и выводы здесь не относятся к другим реализациям Python, таким как IronPython, Jython и PyPy.

Также я запустил числа на 64-битном Python 2.7. В Python 3 числа иногда немного отличаются (особенно для строк, которые всегда являются Unicode), но концепции одинаковы.

Практическое исследование использования памяти Python

Во-первых, давайте немного разберемся и получим конкретное представление о фактическом использовании памяти объектами Python.

Встроенная функция sys.getsizeof()

Модуль sys стандартной библиотеки предоставляет функцию getsizeof(). Эта функция принимает объект (и необязательный параметр по умолчанию), вызывает метод sizeof() объекта и возвращает результат, поэтому вы также можете сделать ваши объекты инспектируемыми.

Измерение памяти объектов Python

Давайте начнем с некоторых числовых типов:

Интересно. Целое число занимает 24 байта.

Хм ... float также занимает 24 байта.

Вот это да. 80 байтов! Это действительно заставляет задуматься о том, хотите ли вы представлять большое количество вещественных чисел как числа с плавающей запятой или десятичные дроби.

Давайте перейдем к строкам и коллекциям:

Хорошо. Пустая строка занимает 37 байтов, и каждый дополнительный символ добавляет еще один байт. Это многое говорит о компромиссе между сохранением нескольких коротких строк, когда вы будете платить 37 байтов за каждую, а не одну длинную строку, где вы платите только один раз.

Строки Unicode ведут себя аналогично, за исключением того, что служебные данные составляют 50 байтов, и каждый дополнительный символ добавляет 2 байта. Это стоит учитывать, если вы используете библиотеки, которые возвращают строки Unicode, но ваш текст может быть представлен в виде простых строк.

Кстати, в Python 3 строки всегда имеют Unicode, а служебные данные составляют 49 байт (они где-то сохранили байт). Объект байтов имеет служебную информацию только 33 байта. Если у вас есть программа, которая обрабатывает много коротких строк в памяти, и вы заботитесь о производительности, рассмотрите Python 3.

В чем дело? Пустой список занимает 72 байта, но каждый дополнительный int добавляет всего 8 байтов, где размер int составляет 24 байта. Список, который содержит длинную строку, занимает всего 80 байтов.

Ответ прост. Список не содержит сами объекты int. Он просто содержит 8-байтовый (в 64-битных версиях CPython) указатель на фактический объект int. Это означает, что функция getsizeof() не возвращает фактическую память списка и всех объектов, которые он содержит, а только память списка и указатели на свои объекты. В следующем разделе я представлю функцию deep_getsizeof(), которая решает эту проблему.

История повторяется для кортежей. Накладные расходы пустого кортежа составляют 56 байтов против 72 списка. Опять же, эта разница в 16 байтов на последовательность - это низко висящий плод, если у вас есть структура данных с большим количеством небольших неизменяемых последовательностей.

Наборы и словари якобы вообще не растут при добавлении элементов, но отмечают огромные накладные расходы.

Суть в том, что у объектов Python огромные фиксированные накладные расходы. Если ваша структура данных состоит из большого количества объектов коллекций, таких как строки, списки и словари, которые содержат небольшое количество элементов каждый, вы много платите.

Функция deep_getsizeof()

Теперь, когда я напугал вас до полусмерти и продемонстрировал, что sys.getsizeof() может только сказать вам, сколько памяти занимает примитивный объект, давайте посмотрим на более адекватное решение. Функция deep_getsizeof() рекурсивно выполняет детализацию и вычисляет фактическое использование памяти графом объектов Python.

У этой функции есть несколько интересных аспектов. Она учитывает объекты, на которые ссылаются несколько раз, и учитывает их только один раз, отслеживая идентификаторы объектов. Другая интересная особенность реализации заключается в том, что она в полной мере использует абстрактные базовые классы модуля коллекций. Это позволяет функции очень лаконично обрабатывать любую коллекцию, которая реализует базовые классы Mapping или Container, вместо непосредственного обращения к множеству типов коллекций, таких как: строка, Unicode, байты, список, кортеж, dict, frozendict, OrderedDict, set, frozenset и т.д.

Давайте посмотрим на это в действии:

Строка длиной 7 занимает 44 байта (37 служебных данных + 7 байтов для каждого символа).

Пустой список занимает 72 байта (только накладные расходы).

python deep_getsizeof ([x], set ()) 124

Список, содержащий строку x, занимает 124 байта (72 + 8 + 44).

Список, содержащий строку x 5 раз, занимает 156 байтов (72 + 5 * 8 + 44).

Последний пример показывает, что deep_getsizeof() подсчитывает ссылки на один и тот же объект (строку x) только один раз, но подсчитывается указатель каждой ссылки.

Баг или фича

Оказывается, что у CPython есть несколько хитростей, поэтому числа, которые вы получаете от deep_getsizeof(), не полностью отражают использование памяти программой Python.

Подсчет ссылок

Python управляет памятью, используя семантику подсчета ссылок. Когда на объект больше не ссылаются, его память освобождается. Но пока есть ссылка, объект не будет освобожден. Такие вещи, как циклические ссылки, могут вас сильно укусить.

Маленькие объекты

CPython управляет небольшими объектами (менее 256 байтов) в специальных пулах на 8-байтовых границах. Есть пулы для 1-8 байтов, 9-16 байтов и вплоть до 249-256 байтов. Когда объект размером 10 выделяется, он выделяется из 16-байтового пула для объектов размером 9-16 байт. Таким образом, хотя он содержит только 10 байтов данных, он будет стоить 16 байтов памяти. Если вы выделяете 1 000 000 объектов размером 10, вы фактически используете 16 000 000 байтов, а не 10 000 000 байтов, как вы можете предположить. Эти 60% накладных расходов явно не тривиальны.

Целые числа

CPython хранит глобальный список всех целых чисел в диапазоне [-5, 256]. Эта стратегия оптимизации имеет смысл, потому что маленькие целые числа всплывают повсюду, и, учитывая, что каждое целое число занимает 24 байта, оно экономит много памяти для типичной программы.

Это также означает, что CPython предварительно выделяет 266 * 24 = 6384 байта для всех этих целых чисел, даже если вы не используете большинство из них. Вы можете проверить это с помощью функции id(), которая дает указатель на фактический объект. Если вы называете id(x) несколько для любого x в диапазоне [-5, 256], вы будете каждый раз получать один и тот же результат (для одного и того же целого числа). Но если вы попробуете это для целых чисел за пределами этого диапазона, каждый из них будет отличаться (новый объект создается на лету каждый раз).

Вот несколько примеров в этом диапазоне:

Вот несколько примеров за пределами диапазона:

Память Python против системной памяти

CPython является своего рода притяжательным. Во многих случаях, когда на объекты памяти в вашей программе больше не ссылаются, они не возвращаются в систему (например, маленькие объекты). Это хорошо для вашей программы, если вы выделяете и освобождаете много объектов (которые принадлежат одному и тому же 8-байтовому пулу), потому что Python не должен беспокоить систему, что относительно дорого. Но это не так здорово, если ваша программа обычно использует X байтов и при некоторых временных условиях она использует в 100 раз больше (например, анализирует и обрабатывает большой файл конфигурации только при запуске).

Теперь эта память 100X может быть бесполезно захвачена в вашей программе, никогда больше не использоваться и лишать систему возможности выделять ее другим программам. Ирония заключается в том, что если вы используете модуль обработки для запуска нескольких экземпляров вашей программы, вы строго ограничите количество экземпляров, которые вы можете запустить на данном компьютере.

Профилировщик памяти

Чтобы измерить и измерить фактическое использование памяти вашей программой, вы можете использовать модуль memory_profiler. Я немного поиграл с этим, и я не уверен, что доверяю результатам. Он очень прост в использовании. Вы декорируете функцию (может быть главной (0 функция)) с помощью декоратора @profiler, и когда программа завершает работу, профилировщик памяти выводит на стандартный вывод удобный отчет, который показывает общее количество и изменения в памяти для каждой строки. Вот пример программы, которую я запускал под профилировщиком:

Вот вывод:

Как вы можете видеть, занято 22,9 МБ дополнительной памяти. Причина, по которой память не увеличивается при добавлении целых чисел как внутри, так и вне диапазона [-5, 256], а также при добавлении строки, заключается в том, что во всех случаях используется один объект. Непонятно, почему первый цикл диапазона (100000) в строке 8 добавляет 4,2 МБ, в то время как второй цикл в строке 10 добавляет всего 0,4 МБ, а третий цикл в строке 12 добавляет 0,8 МБ. Наконец, при удалении списков a, b и c освобождается -0.6MB для a и c, но для b добавляется 0.2MB. Я не могу понять эти странные результаты.

Заключение

CPython использует много памяти для своих объектов. Он использует различные приемы и оптимизации для управления памятью. Отслеживая использование памяти вашим объектом и зная модель управления памятью, вы можете значительно уменьшить объем памяти вашей программы.

Advertisement
Did you find this post useful?
Want a weekly email summary?
Subscribe below and we’ll send you a weekly email summary of all new Code tutorials. Never miss out on learning about the next big thing.
Scroll to top
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Code
  2. Python
Code

Understand How Much Memory Your Python Objects Use

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:

Python is a fantastic programming language. It is also known for being pretty slow, due mostly to its enormous flexibility and dynamic features. For many applications and domains it is not a problem due to their requirements and various optimization techniques. It is less known that Python object graphs (nested dictionaries of lists and tuples and primitive types) take a significant amount of memory. This can be a much more severe limiting factor due to its effects on caching, virtual memory, multi-tenancy with other programs and in general exhausting faster the available memory, which is a scarce and expensive resource.

It turns out that it is not trivial to figure out how much memory is actually consumed. In this article I’ll walk you through the intricacies of Python object’s memory management and show how to measure the consumed memory accurately.

In this article I focus solely on CPython—the primary implementation of the Python programming language. The experiments and conclusions here don’t apply to other Python implementations like IronPython, Jython and PyPy.

Also, I ran the numbers on 64-bit Python 2.7. In Python 3 the numbers are sometimes a little different (especially for strings which are always Unicode), but the concepts are the same.

Hands-On Exploration of Python Memory Usage

First, let’s explore a little bit and get a concrete sense of the actual memory usage of Python objects.

The sys.getsizeof() Built-in Function

The standard library’s sys module provides the getsizeof() function. That function accepts an object (and optional default), calls the object’s sizeof() method and returns the result, so you can make your objects inspectable as well.

Measuring the Memory of Python Objects

Let’s start with some numeric types:

Interesting. An integer takes 24 bytes.

Hmm… a float takes 24 bytes as well.

Wow. 80 bytes! This really makes you think about whether you want to represent a large number of real numbers as floats or Decimals.

Let’s move on to strings and collections:

OK. An empty string takes 37 bytes, and each additional character adds another byte. That says a lot about the tradeoffs of keeping multiple short strings where you’ll pay the 37 bytes overhead for each one vs. a single long string where you pay the overhead only once.

Unicode strings behave similarly, except the overhead is 50 bytes and each additional character adds 2 bytes. That’s something to consider if you use libraries that return Unicode strings, but your text can be represented as simple strings.

By the way, in Python 3, strings are always Unicode and the overhead is 49 bytes (they saved a byte somewhere). The bytes object has an overhead of only 33 bytes. If you have a program that processes a lot of short strings in memory and you care about performance, consider Python 3.

What’s going on? An empty list takes 72 bytes, but each additional int adds just 8 bytes, where the size of an int is 24 bytes. A list that contains a long string takes just 80 bytes.

The answer is simple. The list doesn’t contain the int objects themselves. It just contains an 8-byte (on 64-bit versions of CPython) pointer to the actual int object. What that means is that the getsizeof() function doesn’t return the actual memory of the list and all the objects it contains, but only the memory of the list and the pointers to its objects. In the next section I’ll introduce the deep_getsizeof() function that addresses this issue.

The story is similar for tuples. The overhead of an empty tuple is 56 bytes vs. the 72 of a list. Again, this 16 bytes difference per sequence is low-hanging fruit if you have a data structure with a lot of small, immutable sequences.

Sets and dictionaries ostensibly don’t grow at all when you add items, but note the enormous overhead.

The bottom line is that Python objects have a huge fixed overhead. If your data structure is composed of a large number of collection objects like strings, lists and dictionaries that contain a small number of items each, you pay a heavy toll.

The deep_getsizeof() Function

Now that I’ve scared you half to death and also demonstrated that sys.getsizeof() can only tell you how much memory a primitive object takes, let’s take a look at a more adequate solution. The deep_getsizeof() function drills down recursively and calculates the actual memory usage of a Python object graph.

There are several interesting aspects to this function. It takes into account objects that are referenced multiple times and counts them only once by keeping track of object ids. The other interesting feature of the implementation is that it takes full advantage of the collections module’s abstract base classes. That allows the function very concisely to handle any collection that implements either the Mapping or Container base classes instead of dealing directly with myriad collection types like: string, Unicode, bytes, list, tuple, dict, frozendict, OrderedDict, set, frozenset, etc.

Let’s see it in action:

A string of length 7 takes 44 bytes (37 overhead + 7 bytes for each character).

An empty list takes 72 bytes (just overhead).

python deep_getsizeof([x], set()) 124

A list that contains the string x takes 124 bytes (72 + 8 + 44).

A list that contains the string x 5 times takes 156 bytes (72 + 5 * 8 + 44).

The last example shows that deep_getsizeof() counts references to the same object (the x string) just once, but each reference’s pointer is counted.

Treats or Tricks

It turns out that CPython has several tricks up its sleeve, so the numbers you get from deep_getsizeof() don’t fully represent the memory usage of a Python program.

Reference Counting

Python manages memory using reference counting semantics. Once an object is not referenced anymore, its memory is deallocated. But as long as there is a reference, the object will not be deallocated. Things like cyclical references can bite you pretty hard.

Small Objects

CPython manages small objects (less than 256 bytes) in special pools on 8-byte boundaries. There are pools for 1-8 bytes, 9-16 bytes, and all the way to 249-256 bytes. When an object of size 10 is allocated, it is allocated from the 16-byte pool for objects 9-16 bytes in size. So, even though it contains only 10 bytes of data, it will cost 16 bytes of memory. If you allocate 1,000,000 objects of size 10, you actually use 16,000,000 bytes and not 10,000,000 bytes as you may assume. This 60% overhead is obviously not trivial.

Integers

CPython keeps a global list of all the integers in the range [-5, 256]. This optimization strategy makes sense because small integers pop up all over the place, and given that each integer takes 24 bytes, it saves a lot of memory for a typical program.

It also means that CPython pre-allocates 266 * 24 = 6384 bytes for all these integers, even if you don’t use most of them. You can verify it by using the id() function that gives the pointer to the actual object. If you call id(x) multiple for any x in the range [-5, 256], you will get the same result every time (for the same integer). But if you try it for integers outside this range, each one will be different (a new object is created on the fly every time).

Here are a few examples within the range:

Here are some examples outside the range:

Python Memory vs. System Memory

CPython is kind of possessive. In many cases, when memory objects in your program are not referenced anymore, they are not returned to the system (e.g. the small objects). This is good for your program if you allocate and deallocate many objects (that belong to the same 8-byte pool) because Python doesn’t have to bother the system, which is relatively expensive. But it’s not so great if your program normally uses X bytes and under some temporary condition it uses 100 times as much (e.g. parsing and processing a big configuration file only when it starts).

Now, that 100X memory may be trapped uselessly in your program, never to be used again and denying the system from allocating it to other programs. The irony is that if you use the processing module to run multiple instances of your program, you’ll severely limit the number of instances you can run on a given machine.

Memory Profiler

To gauge and measure the actual memory usage of your program, you can use the memory_profiler module. I played with it a little bit and I’m not sure I trust the results. Using it is very simple. You decorate a function (could be the main(0 function) with @profiler decorator, and when the program exits, the memory profiler prints to standard output a handy report that shows the total and changes in memory for every line. Here is a sample program I ran under the profiler:

Here is the output:

As you can see, there is 22.9 MB of memory overhead. The reason the memory doesn’t increase when adding integers both inside and outside the [-5, 256] range and also when adding the string is that a single object is used in all cases. It’s not clear why the first loop of range(100000) on line 8 adds 4.2MB while the second on line 10 adds just 0.4MB and the third loop on line 12 adds 0.8MB. Finally, when deleting the a, b and c lists, -0.6MB is released for a and c, but for b 0.2MB is added. I can’t make much sense out of these results.

Conclusion

CPython uses a lot of memory for its objects. It uses various tricks and optimizations for memory management. By keeping track of your object’s memory usage and being aware of the memory management model, you can significantly reduce the memory footprint of your program.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?

Envato Market has a range of items for sale to help get you started.