Unlimited WordPress themes, graphics, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Web Development
Code

Разработка веб-приложений в соответствии с концепцией Organic

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:

Russian (Pусский) translation by AlexBioJS (you can also view the original English article)

Введение

Я работал графическим дизайнером несколько лет назад, и обычной проблемой, с которой я сталкивался, был выбор цветовой схемы для новых проектов. Один из моих коллег сказал: «Просто найди хорошую фотографию и возьми цвета оттуда». Этот способ работает хорошо, поскольку в фотографии предлагается естественная комбинация цветов. Поэтому я размышлял: «Почему бы не перенести эту же концепцию в мою работу в качестве программиста?». Именно для этого имеется концепция Organic. Когда я впервые познакомился с концепцией Organic, я был изумлен ее простотой и в то же время гибкостью этого подхода. В конечном счете у меня имелось нечто замечательное, что обеспечивало модульную разработку. Концепция Organic так же полезна, как и шаблон MVC (* Model-View-Controller - Модель-Представление-Контроллер. Здесь и далее примеч.пер) и является отличным инструментом для архитектурного проектирования.


Концепция

Как вы, наверное, догадались, концепция Organic имеет биологическое происхождение. Ваше главное приложение действует как Клетка, имеющая Мембрану и Ядро. Однако в действительности работа клетки осуществляется при помощи Органелл, которые взаимодействуют между собой посредством Химических соединений. Естественно, что элементы и процессы в рамках концепции Organic не идентичны на 100% тем, что происходят в настоящих клетках, однако они очень близки к ним. Теперь вот что. Я знаю, что вышесказанное звучит безумно, но как только вы начнете применять концепцию, то увидите, насколько простым и естественным может быть данный подход при применении его к вашим приложениям.

organic-concept

Скачивание модуля Organic

Organic распространяется в виде модуля Node. Поэтому у вас уже должна быть установлена платформа Node. Если не установлена, то, пожалуйста, перейдите на сайт nodejs.org и скачайте последнюю версию для своей операционной системы. Ваш файл package.json должен выглядеть следующим образом:

Выполните команду npm install в той же папке, и менеджер пакетов для JavaScript скачает необходимые файлы. Содержимое модуля Organic в действительности довольно небольшое. В нем имеется только определение главных элементов: Клетки, Мембраны, Плазмы, Органеллы, Химических соединений и ДНК. Естественно, в нем присутствуют несколько тестов, но в целом этот Node-пакет небольшой. Это способствует тому, что данная концепция легка в изучении и начать разработку можно практически сразу.


Пример

Для данной статьи я решил создать простой веб-сайт, используя только базовые возможности Organic. Исходный код можно скачать в верхней части этого руководства, если вы бы хотели последовать за написанием кода. Мне кажется, что создание этого примера приложения является лучшим способом представить этот новый паттерн разработки. На сайте имеется две страницы: Главная страница (Home) и О нас (About). Ниже представлен скриншот сайта:

site

Приложение содержит две кнопки, кликнув по которым можно перейти на две разные страницы. На странице About текста немного больше, чем на странице Home. Довольно просто, но давайте посмотрим, что находится за занавесом. Ниже представлена диаграмма, показывающая основной поток запросов приложения:

structure

Пользователь отсылает запрос к нашему приложению Node. Сервер (Server) принимает запрос и отсылает его Маршрутизатору (Router). После этого Воспроизводитель (Render) знает, какую страницу использовать, и возвращает ответ серверу. В конце ответ отсылается пользователю.

Также имеется один дополнительный элемент, Провайдеры данных (Data Providers), которые подготавливают необходимые файлы CSS (Cascading Style Sheets - каскадные таблицы стилей) или JavaScript для Воспроизводителя (учтите, что в нашей примере приложения я не использую JavaScript, будет использоваться только модуль CSS).

Ниже показано, как будет выглядеть наше приложение в виде Клетки согласно концепции Organic:

structureorganic

Клетка состоит из мембраны, которая отграничивает внутренние элементы от внешнего мира. Внутри этой мембраны мы и помещаем нашу первую органеллу, Сервер, поскольку именно тут данные могут как поступать, так и утекать из нашего приложения. Остальные органеллы (Маршрутизатор, Воспроизводитель и CSS) располагаются в плазме. Все эти компоненты взаимодействуют друг с другом посредством Химических соединений (запрос (request), страница (page) и css, отмечены красным). Сервер испускает Химическое соединение request. Маршрутизатор испускает page, а органелла CSS -  css. Также мне стоит отметить, что плазма выполняет роль канала (передачи информации) для Химических соединений. Органеллы ожидают определенное химическое вещество и при его наличии реагируют на него.

Ниже приведена диаграмма потока запросов, однако на этот раз добавлены испускаемые химические вещества (отмечены красным):

structureorganic2

Если сейчас концепция все же кажется вам не до конца понятной, не переживайте, по мере того, как мы будем рассматривать несколько последующих разделов и перейдем собственно к коду, концепция более прояснится для вас!


ДНК

Основой служит ДНК (Дезоксирибонуклеиновая кислота), которую вы можете рассматривать как конфигурацию Клетки. Именно в ДНК вы будете определять ваши органеллы и их настройки.

Давайте создадим новый файл index.js и напишем следующий код:

В коде выше происходит только определение ДНК и инициализация Клетки. Вы можете увидеть, что мы поместили наш Сервер в мембрану, а Маршрутизатор, CSS и Воспроизводитель - в плазму, как мы и обсуждали в предыдущем разделе.  Свойство source является обязательным и содержит путь к вашим отдельным органеллам.

Учтите, что свойство file в органелле CSS и свойство templates в Воспроизводителе фактически являются пользовательскими свойствами, которые я установил. Вы также можете добавить здесь какие угодно настройки.

И вам для справки ниже показана структура папок для вашего приложения:


Базовая органелла

В коде выше показан базовый формат для создания органеллы. Если вы хотите использовать методы this.emit или this.on, то вам необходимо будет обеспечить унаследование свойств от Organel, как мы и сделали выше. И, собственно, параметр plasma также обладает теми же самыми методами (emit и on), так что вы можете использовать непосредственно plasma и пропустить наследование, если хотите.

Также обратите внимание на параметр config. Это объект, который вы определили в вашей ДНК. Он также является хорошим местом для задания ваших пользовательских настроек.


Сервер

Сервер является вашей главной органеллой, которая принимает запросы и отсылает ответы браузеру. Ниже показано, как должна выглядеть органелла Сервер:

Тут происходит два действия. Первое - определение сервера NodeJS, у которого, конечно же, имеется обработчик, принимающий объекты запроса (req) и ответа (res). Как только запрос получен, органелла Сервер отправляет химическое вещество типа request, осведомляя об испускании остальные органеллы. Также к испускаемому соединению прикреплен объект req, так что любой, кому понадобится больше информации о входящем запросе, может получить данные из соединения напрямую.

Далее в метод emit передается второй параметр, функция обратного вызова. Вы можете использовать ее для возвращения потока запросов обратно к органелле, которая испустила химическое вещество. То есть, как только Маршрутизатор завершает свою работу, он вызывает функцию обратного вызова Сервера. Эта функция принимает созданный HTML - код и, используя объект res, отсылает страницу пользователю.


Маршрутизатор

Переходим к следующей нашей органелле, Маршрутизатору. Он ожидает появление химического соединения request, которое испускается Сервером. Эта органелла получает URL (* Uniform Resource Locator - унифицированный указатель [местонахождения информационного] ресурса) из объекта req и решает, какую страницу необходимо показать. Ниже представлен код для Маршрутизатора:

Далее Маршрутизатор сам испускает новое химическое вещество с типом page. Помните, что еще две другие органеллы также ожидают это соединение, однако по умолчанию вещество не переносится ко всем другим элементам плазмы. Конечно, могут быть случаи, когда вам понадобится такая функциональность. Для этого вам необходимо лишь добавить return false; в обработчике событий для соединения. Мы увидим это в действии в следующем разделе.


Провайдер стилей CSS

Этот модуль представляет из себя простую органеллу, выполняющую одно действие. Она берет путь к файлу .css, прочитывает его и позже испускает химическое соединение, содержащее собственно стили CSS. Также обратите внимание на выражение return false; внизу. Как я сказал в предыдущем разделе, важно его добавить. В ином случае Воспроизводитель не получит химическое соединение page, испущенное Маршрутизатором. Так происходит, поскольку органелла CSS определена до Воспроизводителя в ДНК.


Воспроизводитель

И, наконец, ниже показан код для нашего Воспроизводителя:

Здесь имеется два вспомогательных метода: getTemplate и formatTemplate, благодаря которым реализуется шаблонизатор для загрузки внешнего файла HTML и замены переменных в усатом стиле (* с фигурными скобками). Все шаблоны хранятся в объекте для быстрого доступа. Далее идут несколько строк для форматирования HTML. После этого шаблонизатор готов к использованию. Также Воспроизводитель ожидает химическое соединение css. И, наконец, при необходимости  приложение предоставляет страницу notFound 404.

Итак, ниже показано, как должна выглядеть структура папок:


Запуск приложения

Просто выполните в консоли node index.js, и вы должны будете увидеть нечто подобное:

console1

Теперь, когда ваш сервер запущен, вы можете перейти по адресу http://127.0.0.1:3000 в вашем любимом браузере. Попробуйте перейти по ссылкам, чтобы несколько раз переключиться между двумя страницами, и затем перейдите обратно в вашу консоль для просмотра результата.

console2

Вы должны будете увидеть аккуратный отчет об недавней активности приложения. Теперь вы также можете заметить еще кое-что в консоли:

Вы можете увидеть, что от браузера приходит еще один запрос. По нему должна загружаться иконка favicon.ico. Однако, на нашем сайте отсутствует такая иконка, поэтому в ответ на запрос отсылается страница 404. Вы можете попробовать это самостоятельно, посетив http://127.0.0.1:3000/favicon.ico.

Если вам захочется глянуть на полный исходный код для этого руководства, то вы можете скачать его при помощи ссылки для скачивания в верхней части этой страницы.


Заключение

На мой взгляд, концепция Organic замечательна. Она гибка и способствует разработке лучших приложений. Учтите, что пример в этом руководстве приводился на основе моего личного опыта с другими шаблонами дизайна. Поэтому использование мной таких терминов как Маршрутизатор, Провайдер данных или Воспроизводитель не обязательно, и вы можете изменить имена на те, которые, на ваш взгляд, больше подходят. Поэкспериментируйте, создавая новые модули, разработанные в соответствии с концепцией Organic, и дайте мне знать, что думаете о концепции, в комментариях!

Базовые возможности Organic разработаны Борисом Филипповым и Валерием Богдановым, и я очень рекомендую вам посетить их профили на Github. Если вы заинтересованы в использовании Organic, то вам также окажутся полезными проекты Angel и WebCell.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement

Introduction

I was working as a graphic designer a few years ago and a common problem that I would run into was picking color schemes for new projects. One of my colleagues said, "Just pick a nice photo and grab colors from there". This technique works well because photos offer you a natural combination of colors. So I was thinking, "Why not transfer this same concept to my work as a coder?". And this is where Organic comes in to play. When I was first introduced to Organic I was amazed how simple it was and at the same time, how flexible its approach is. Finally, I had something which encourages modular programming, it's just as useful as the MVC pattern, and it's a great tool for architecting.


The Concept

As you may have guessed, the Organic concept is biology based. Your main application acts as a Cell, which has a Membrane and a Nucleus. But the real job of a Cell is done by the Organelles, which communicate between each other with Chemicals. Of course, the elements and the processes in Organic are not 100% identical to real life Cells, but they are pretty close. Now, I know it sounds crazy, but once you start working with it you'll see how simple and natural this approach can be when applying it to your apps.

organic-concept

Download Organic

Organic is distributed as a Node module. So you should have NodeJS already installed. If you don't, please go to nodejs.org and grab the latest version for your OS. Your package.json file should look like this:

{
    "name": "OrganicDevelopment",
    "version": "0.0.0",
    "description": "Organic development",
    "dependencies": {
        "organic": "0.0.11"
    },
    "author": "Your Name Here"
}

Run npm install in the same directory and the manager will download the necessary files. The core of Organic is actually pretty small. It contains only the definition of the main elements - Cell, Nucleus, Membrane, Plasma, Organelle, Chemical, and DNA. Of course it comes with a few tests, but it's a small package overall. This helps in making it easy to learn and start developing with almost immediately.


The Example

For this article I decided to create a simple web site using only the core of Organic. The source code can be downloaded at the top of this article, if you'd like to follow along. I think that this sample application is the best way to present this new pattern. The site contains two pages - Home and About. Here's a screenshot of the site:

site

The app contains two buttons linking to the two different pages. The About page has just a little bit more text than the Home page does. Simple enough, but let's see what's behind the curtains. Here's a diagram displaying the basic request flow of our application:

structure

The user sends a request to our NodeJs application. The Server accepts the request and sends it to the Router. After that, the Render knows which page should be used and returns an answer to the Server. At the end, the response is then sent to the user.

There is one additional element, Data Providers, which prepares the needed CSS or JavaScript for the Render (keep in mind that in our example app I didn't use JavaScript, there is only a CSS module).

Here's what our app would look like as a Cell, in Organic:

structureorganic

In the Cell, we have a membrane which keeps the internal elements away from the outside world. Inside of this membrane is where we'll put our first organel, our Server, because this is where data can either enter or leave our application. The other organelles (Router, Render, and CSS) are placed in the plasma. All of these modules are communicating with each other via chemicals (request, page and css, marked in red). The Server emits a request chemical. The Router emits a page and the CSS organel sends the css. I should also mention that the plasma acts as an event bus for the chemicals. Organelles listen for a particular chemical and if found, they react on it.

Here's another request flow diagram, but this time with the chemicals that are emitted (marked in red):

structureorganic2

Now if this concept is still unclear to you, don't worry, as we proceed through the next few sections and get into the actual code, it should begin to make more sense!


DNA

Everything starts with the DNA (Deoxyribonucleic acid), which you can think of as a Cells configuration. This DNA is where you will define your organelles and their settings.

Let's create a new index.js file and put in the following code:

var DNA = require("organic").DNA;
var Cell = require("organic").Cell;

var dna = new DNA({
    membrane: {
        Server: {
            source: "membrane.Server"
        }
    },
    plasma: {
        Router: {
            source: "plasma.Router"
        },
        CSS: {
            source: "plasma.CSS",
            file: "./css/styles.css"
        },
        Render: {
            source: "plasma.Render",
            templates: "./tpl/"
        }
    }
});

var cell = new Cell(dna);

The above code is just a definition for the DNA and Cell initialization. You can see we've placed our Server in the membrane and the Router, CSS, and Render in the plasma, as we discussed in the last section. The source property is actually mandatory and contains the path to your individual organelles.

Keep in mind that the file property in the CSS organel and the templates property in the Render organel are actually custom properties, which I set. You can add whatever customization you need in here as well.

And just for your reference, the directory structure for your app should look like this:

/css
    /styles.css
/membrane
    /Server.js
/node_modules
/plasma
    /CSS.js
    /Render.js
    /Router.js
/tpl

A Basic Organel

var Chemical = require("organic").Chemical;
var Organel = require("organic").Organel;
var util = require("util");

module.exports = function YourOrganelName(plasma, config) {
    Organel.call(this, plasma);
    // your custom logic here
}

util.inherits(module.exports, Organel);

The above code shows the basic format for creating an organel. If you want to use this.emit or this.on you'll need to make sure to inherit Organel as we did above. And actually, the plasma parameter variable has those exact same methods (emit and on), so you could use plasma directly and skip the inheritance if you wanted.

Also, notice the config parameter; This is the object that you defined in your DNA, which is a good place for any of your custom configuration.


The Server

The Server is your main organel, which accepts requests and sends responses to the browser. Here's how your Server organel should look:

var port = 3000;
module.exports = function Server(plasma, config) {
    Organel.call(this, plasma);

    var self = this;
    http.createServer(function(req, res) {
        console.log("request " + req.url);
        self.emit(new Chemical({
            type: "request",
            req: req
        }), function(html) {
            res.writeHead(200);
            res.end(html);
        });
    }).listen(port, '127.0.0.1');
    console.log('Server running at http://127.0.0.1:' + port + '/');

}

Two things are happening here. The first one is the definition of the NodeJS server, which of course has a handler accepting request (req) and response (res) objects. Once the request is received, the Server organel sends a chemical, with the type request, notifying the rest of the organelles. It also attaches the req object, so whoever needs more information about the incoming request can access data from the chemical directly.

The emit method then takes a second argument which is a callback function. You can use this to return the flow back to the organel, which sends the chemical. I.e. once the Render finishes its job, it calls the Server's callback. It takes the produced HTML and by using the res object sends the page to the user.


The Router

For our next organel, the Router just listens for a request chemical, which is sent by the Server. It gets the URL from the req object and decides which page should be shown. Here's the code for the Router:

module.exports = function Router(plasma, config) {
    Organel.call(this, plasma);

    var self = this;
    this.on("request", function(chemical, sender, callback) {
        var page = chemical.req.url.substr(1, chemical.req.url.length);
        page = page == "" || page == "/" ? "home" : page;
        self.emit(new Chemical({
            type: "page",
            page: page,
            ready: callback
        }));
    });

}

Now, the router itself just emits a new chemical with a type of page. Keep in mind, there are two other organels listening for this chemical as well, but by default, it's not transfered to all of the other elements in the plasma. Of course, there may be times when you will need such functionality. To do so, you just need to return false; in the chemical's listener. We'll see this in action in the next section.


CSS Styles Provider

module.exports = function CSS(plasma, config) {
    Organel.call(this, plasma);

    var cssStyles = fs.readFileSync(config.file).toString();
    var self = this;
    this.on("page", function(chemical) {
        self.emit(new Chemical({
            type: "css",
            value: cssStyles
        }));
        return false;
    });

}

This module is just a simple one-task organel which gets the path to the .css file, reads it, and later emits a chemical containing the actual CSS styles. Also, pay attention to the return false; statement at the bottom. As I said from the last section, it's important to do this, otherwise the Render will not receive the page chemical sent by the Router. This happens because the CSS organel is defined before the Render in the DNA.


The Render

And lastly, here's the code for our Render organel:

module.exports = function Render(plasma, config) {
    Organel.call(this, plasma);

    var getTemplate = function(file, callback) {
        return fs.readFileSync(config.templates + file);
    }
    var formatTemplate = function(html, templateVars) {
        for(var name in templateVars) {
            html = html.replace("{" + name + "}", templateVars[name]);
        }
        return html;
    }
    var templates = {
        layout: getTemplate("layout.html").toString(),
        home: getTemplate("home.html").toString(),
        about: getTemplate("about.html").toString(),
        notFound: getTemplate("notFound.html").toString()
    }
    var vars = {};
    var self = this;

    this.on("css", function(chemical) {
        vars.css = chemical.value;
    });
    this.on("page", function(chemical) {
        console.log("Opening " + chemical.page + " page.");
        var html = templates[chemical.page] ? templates[chemical.page] : templates.notFound;
        html = formatTemplate(templates.layout, {content: html});
        html = formatTemplate(html, vars);
        chemical.ready(html);
    });

}

There are two helper methods here: getTemplate and formatTemplate which implement a simple template engine for loading an external HTML file and replacing mustache-style variables. All of the templates are stored in an object for quick access. Afterwards we have just a few lines for HTML formatting and then everything is ready to go. The Render organel also listens for the css chemical and lastly the application provides a notFound 404 page, if needed.

So here's what the final app's directory structure looks like:

/css
    /styles.css
/membrane
    /Server.js
/node_modules
/plasma
    /CSS.js
    /Render.js
    /Router.js
/tpl
    /about.html
    /home.html
    /layout.html
    /notFound.html

Running the Application

Simply run node index.js in the console and you should see something similar to this:

console1

With your server running, you should now be able to visit http://127.0.0.1:3000 in your favorite browser. Try clicking on the links to switch between the two pages a few times and then go back to your console to view the output.

console2

You should see a nice report about the applications recent activity. Now you may also notice something else in the console:

request /favicon.ico
Opening favicon.ico page.

You can see that there is one more request coming from the browser. It wants to load favicon.ico. However our little site doesn't have such an icon, so it just opens the 404 page. You can try this for yourself by visiting: http://127.0.0.1:3000/favicon.ico.

If you'd like to check out the full source code for this tutorial, you can download it using the download link at the top of this page.


Conclusion

In my opinion, Organic is a great concept. It's very flexible and encourages producing better applications. Keep in mind that the example in this article is based on my personal experience with other design patterns. So my use of terms like Router, Data Provider or Render is completely optional and you can change the names as you see fit. Feel free to experiment by creating new modules based on Organic and let me know what you think in the comments!

The core of Organic is developed by Boris Filipov and Valeri Bogdanov and I strongly recommend that you check them out on Github. If you are interested in using Organic, you will find things like Angel and WebCell really helpful as well.

Advertisement