Unlimited Plugins, WordPress themes, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. Node.js
Code

Аутентификация Node-приложений при помощи Passport

by
Difficulty:IntermediateLength:LongLanguages:

Russian (Pусский) translation by Nadia Gonzales (you can also view the original English article)

Реализация надежной стратегии аутентификации для любого приложения может быть чрезвычайно трудной задачей, и Node-приложения не являются исключением.

В данном руководстве мы разработаем приложение Node.js с нуля и будем использовать новое, но очень популярное промежуточное ПО (* программное обеспечение. Здесь и далее прим. пер.) для реализации аутентификации - Passport для решения наших вопросов по аутентификации.

В документации по Passport оно описывается как «простое нетребовательное промежуточное ПО для реализации аутентификации Node-приложений», и по делу.

Поставляясь в виде промежуточного ПО, Passport отлично справляется с разделением вопросов аутентификации от остальных. Благодаря этому Passport можно легко встраивать в любое веб-приложение на основе Express так же легко как мы встраиваем другое промежуточное ПО для Express, например, для обеспечения входа в систему, разбора тела запроса, разбора куки, реализации сессии и т.д.

В руководстве предполагается, что у вас имеются базовые представления о Node.js и фреймворке Express, и делается попытка сосредоточить внимание на реализации аутентификации, хотя мы и создадим образец приложения Express с нуля и усовершенствуем путем добавления в него маршрутов и реализации аутентификации для некоторых из них.

Стратегии аутентификации

Passport предоставляет нам возможность выбора из более чем 140 способов аутентификации. Вы можете реализовать аутентификацию при помощи локального/удаленного экземпляра базы данных, или использовать SSO (* single sign-on – технологию единого входа) при помощи провайдеров OAuth (* открытый протокол авторизации, который позволяет предоставить третьей стороне ограниченный доступ к защищённым ресурсам пользователя без необходимости передавать ей (третьей стороне) логин и пароль) для Facebook, Twitter, Google и т.д. для аутентификации пользователей с помощью их аккаунтов в социальных сетях, или же вы можете выбрать из обширного списка провайдеров, которые поддерживают аутентификацию при помощи Passport и предоставляют для этого соответствующий модуль Node.

Но не переживайте: вам нет необходимости подключать какие-либо стратегии, которые не нужны для вашего приложения. Все эти стратегии независимы друг от друга и реализованы в виде отдельных модулей Node, которые  не подключаются по умолчанию при установке Passport при помощи npm install passport. 

В данном руководстве мы будем использовать локальную стратегию аутентификации Passport и проводить аутентификацию пользователей при помощи локально настроенного экземпляра MongoDB, сохраняя данные пользователей в базу данных. Для использования локальной стратегии аутентификации нам необходимо установить модуль passport-local при помощи npm install passport-local.

Но погодите: Перед тем как вы запустите вашу консоль и начнете выполнять эти команды, давайте начнем с создания приложения Express с нуля и добавим несколько маршрутов в него (для входа в приложение, регистрации и главной страницы) и затем попробуем добавить в него наше промежуточное ПО для реализации аутентификации. Обратите внимание, что для целей данного руководства мы будем использовать Express 4, однако с небольшими поправками Passport также будет работать и с Express 3.

Установка приложения

Если вы еще этого не сделали, то установите Express и express-generator для создания шаблона приложения просто при помощи выполнения в консоли express passport-mongo. Структура созданного приложения должна выглядеть следующим образом:

Initial Application Structure

Давайте уберем некоторые функциональные возможности, которые мы не будем использовать: удалите файл users.js и уберите ссылки на него из файла app.js.

Добавление зависимостей проекта

Откройте package.json и добавьте зависимости для модулей passport и passport-local.

Поскольку мы будем сохранять данные пользователей в MongoDB, то будем использовать Mongoose (* ODM (Object Document Mapper – объектно-документный отобразитель)) в качестве инструмента для моделирования объектных данных. Другим способом установки и сохранения зависимостей в package.json является выполнение:

package.json должен выглядеть следующим образом:

Added Mongoose Dependencies

Теперь установите все зависимости и запустите шаблон приложения, выполнив в консоли npm install && npm start. В результате этого будут загружены и установлены все зависимости и запустится сервер Node. Вы можете ознакомиться с базовым приложением Express по адресу http://localhost:3000/, однако там не на что смотреть.

Очень скоро мы изменим это, создав полноценное приложение Express, которое предоставляет страницу регистрации для нового пользователя, страницу входа для зарегистрированного пользователя и осуществляет аутентификацию зарегистрированного пользователя при помощи Passport.

Создание модели Mongoose

Поскольку мы будем сохранять данные пользователя в Mongo, то давайте создадим модель User в Mongoose и сохраним ее в models/user.js нашего приложения.

По сути, мы создаем модель Mongoose, при помощи которой мы можем выполнять операции CRUD (* create, read, update, delete – создать, прочесть, обновить, удалить) над данными базы, лежащей в основе.

Настройка Mongo

Если у вас нет установленной локально Mongo, то мы рекомендуем вам использовать облачные сервисы предоставления баз данных, например, Modulus или MongoLab. Создать рабочий экземпляр MongoDB при помощи них можно не только бесплатно, но и всего за несколько кликов.

После создания базы данных на одном из этих сервисов вам будет предоставлен URI наподобие следующего: mongodb://<dbuser>:<dbpassword>@novus.modulusmongo.net:27017/<dbName>, который можно использовать для осуществления операций CRUD над данными базы. Рекомендуется хранить конфигурацию базы данных в отдельном файле, который можно подключить в случае необходимости. И поэтому мы создаем модуль Node db.js, который выглядит следующим образом:

Если вы похожи на меня и используете локальный экземпляр Mongo, то пришло время запустить демон (* программа, работающая в фоновом режиме) mongoddb.js должен выглядеть следующим образом:

Теперь мы используем эту конфигурацию в app.js и подключаемся к базе данных при помощи Mongoose API: 

Настройка Passport

Passport предоставляет только механизм для реализации аутентификации, оставляя за нами реализацию поддержки сессий; для этого мы будем использовать модуль express-session. Откройте app.js и вставьте представленный ниже код перед настройкой маршрутов:


Это необходимо для обеспечения стабильности нашей сессии на сайте. Перед запуском приложения нам необходимо установить express-session и добавить его в наш список зависимостей в package.json. Для этого выполните npm install --save express-session

Сериализация и десериализация экземпляров пользователей

Для Passport также необходимо обеспечить сериализацию и десериализацию экземпляров пользователей из хранилища для сессий, чтобы поддерживать сессии входа таким образом, что каждый последующим запрос не будет содержать мандат (* учетная запись с параметрами доступа пользователя, созданными после его успешной аутентификации) пользователя. Для этого Passport имеет методы serializeUser и deserializeUser:

Использование стратегий Passport

Теперь мы определим стратегии Passport для реализации возможностей входа в приложение и регистрации. Каждая из них будет экземпляром Local Authentication Strategy (* локальной стратегии аутентификации) Passport и будет создана при помощи функции passport.use(). . Мы используем модуль connect-flash, который помогает нам в обработке ошибок, предоставляя  флэш-сообщения, которые могут быть показаны пользователю в случае ошибки.

Стратегия входа в приложение

Стратегия входа в приложение выглядит следующим образом:

Первым параметром passport.use() является имя стратегии, которое будет использоваться для распознавания этой стратегии при дальнейшем применении. Второй параметр – это тип стратегии, которую вы хотите создать; здесь мы используем тип  username-password, или LocalStrategy. Следует отметить, что по умолчанию LocalStrategy будет искать мандат пользователя в параметрах username и password, но также этот тип позволяет использовать любые другие именованные параметры. Переменная конфигурации passReqToCallback позволяет нам получить доступ к объекту запроса в функции  обратного вызова, таким образом давая нам возможность использования любого параметра, доступного в объекте запроса.

Далее мы используем API Mongoose для поиска данного пользователя в нашей основной коллекции Users, чтобы проверить, существует ли он в базе данных. Последний параметр в нашей функции обратного вызова, done, представляет из себя полезный метод, при помощи которого мы могли бы сигнализировать модулю Passport об успехе или неудаче. Чтобы сообщить о неудаче, необходимо, чтобы либо первый параметр содержал ошибку, либо результатом  вычисления значения второго параметра было значение false. Для оповещения об успехе необходимо, чтобы первым параметром было null и результатом  вычисления значения второго параметра было значение truthy, в случае чего оно будет доступно в объекте запроса.

Поскольку пароли ненадежны по своей природе, нам необходимо всегда их шифровать перед сохранением в базу данных. Для этого мы используем модуль bcrypt-nodejs, помогающий в шифровании/дешифровании паролей.

Если вы предпочитаете просмотру фрагментов кода обзор полного кода в действии, ознакомьтесь с кодом по ссылке.

Стратегия для регистрации

Теперь мы определяем следующую стратегию, с помощью которой реализуется возможность регистрации нового пользователя и создается его или ее запись в MongoDB, лежащей в основе:

Здесь мы опять используем API Mongoose, чтобы узнать, существует ли уже пользователь с данным именем или нет. Если нет, то создаем нового пользователя и сохраняем информацию о нем в Mongo. В ином случае возвращаем ошибку, используя функцию обратного вызова done и флэш-сообщения. Обратите внимание, что мы используем bcrypt-nodejs для создания хеша пароля перед сохранением:

Создание маршрутов

Если бы мы взглянули на наше приложение с высоты птичьего полёта, оно бы выглядело подобным образом:

Birds Eye View of Our Application

Теперь мы определяем маршруты для нашего приложения в следующем модуле, который использует экземпляр Passport, созданный выше в app.js. Сохраните этот модуль в routes/index.js.

Наиболее важная часть выше расположенного фрагмента кода – это использование passport.authenticate() для поручения осуществления аутентификации стратегиям login и signup, когда происходят HTTP-запросы по методу POST к маршрутам /login и /signup. Обратите внимание, что включение в название путей маршрутов названий стратегий не является обязательным и может быть любым.

Создание представлений на Jade (* переименован в Pug)

Далее мы создаем следующие два представления для нашего приложения:

  1. в layout.jade содержится базовый шаблон и информация о стилевом оформлении
  2. в ndex.jade содержится страница входа, которая предоставляет форму для входа и возможность создать новый аккаунт

Благодаря Bootstrap (* веб-фреймворк для создания дизайна веб-сайтов и веб-приложений) наша страница входа выглядит следующим образом:

Login Page for Our Passport App

Нам необходимы еще представления для заполнения регистрационных данных и для домашней страницы нашего приложения:

  1. в register.jade содержится форма для регистрации
  2. в home.jade выводится приветствие и показываются данные вошедшего пользователя

Если вам незнаком Jade, то ознакомьтесь с документацией.

Реализация функциональной возможности выхода из приложения

Passport, являясь промежуточным ПО, имеет возможность добавлять определенные свойства и методы в объекты ответа и запроса и удачно ее использует, добавляя очень полезный метод request.logout(), который позволяет сделать недействительной только сессию на сайте, не затрагивая остальное возможности.

Защита маршрутов

Passport также предоставляет возможность защитить доступ к маршруту, доступ к которому необходимо ограничить для анонимных пользователей. Это означает, что если какой-то пользователь пытается получить доступ к http://localhost:3000/home без прохождения аутентификации в приложении, то он будет перенаправлен на начальную страницу при помощи:

Заключение

Passport не единственный игрок на арене, когда речь заходит об аутентификации приложений Node.js. Имеются альтернативы, например, EveryAuth, однако благодаря принципу модульности, гибкости, поддержке сообщества и факту, что Passport – промежуточное ПО, обсуждаемый в руководстве модуль является более удачным выбором.

Вот сравнение этих двух вариантов от самого разработчика Passport.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Advertisement
  1. Code
  2. Node.js
Code

Authenticating Node.js Applications With Passport

by
Difficulty:IntermediateLength:MediumLanguages:

Implementing robust authentication strategies for any application can be a daunting task and Node.js applications are no exception to this. 

In this tutorial, we will develop a Node.js application from scratch and use a relatively new but very popular authentication middleware - Passport to take care of our authentication concerns. 

Passport's documentation describes it as a "simple, unobtrusive authentication middleware for Node" and rightly so. 

By providing itself as a middleware, Passport does an excellent job at separating the other concerns of a web application from its authentication needs. It allows Passport to be easily configured into any Express-based web application, just like we configure other Express middleware such as logging, body-parsing, cookie-parsing, session-handling, etc. 

This tutorial assumes a basic understanding of Node.js and Express framework and try to keep focus on authentication, although we do create a sample Express app from scratch and progress via adding routes to it and authenticating some of those routes. 

Authentication Strategies

Passport provides us with 140+ authentication mechanisms to choose from. You can authenticate against a local/remote database instance or use the single sign-on using OAuth providers for Facebook, Twitter, Google, etc. to authenticate with your social media accounts, or you can choose from an extensive list of providers which support authentication with Passport and provide a node module for that.

But worry not: You do not need to include any strategy/mechanism that your application does not need. All these strategies are independent of each other and packaged as separate node modules which are not included by default when you install Passport's middleware:  npm install passport

In this tutorial, we will use the Local Authentication Strategy of Passport and authenticate the users against a locally configured Mongo DB instance, storing the user details in the database. For using the Local Authentication Strategy, we need to install the passport-local module: npm install passport-local

But wait: Before you fire up your terminal and start executing these commands, let's start by building a Express app from scratch and add some routes to it (for login, registration and home) and then try to add our authentication middleware to it. Note that we will be using Express 4 for the purposes of this tutorial, but with some minor differences Passport works equally well with Express 3, as well. 

Setting Up the Application

If you haven't already, then go ahead and install Express & express-generator to generate a boilerplate application by simply executing express passport-mongo on the terminal. The generated application structure should look like this:

Initial Application Structure

Let's remove some of the default functionality that we won't be making use of - go ahead and delete the users.js route and remove its references from the app.js file. 

Adding Project Dependencies

Open up package.json and add the dependencies for passport and passport-local module.

Since we will be saving the user details in MongoDB, we will use Mongoose as our object data modeling tool. Another way to install and save the dependency to package.json is by entering:

package.json should look like this:

Added Mongoose Dependencies

Now, install all the dependencies and run the boilerplate application by executing npm install && npm start. It will now download and install all of the dependencies and will start the node server. You can check the basic Express app at http://localhost:3000/ but there is nothing much to see. 

Very soon, we are going to change that by creating a full-fledged express app that asks for shows a registration page for a new user, the login of a registered user, and authenticates the registered user by using Passport. 

Creating Mongoose Model

Since we will be saving the user details in Mongo, let's create a User Model in Mongoose and save that in models/user.js in our app. 

Basically, we are creating a Mongoose model using which we can perform CRUD operations on the underlying database.

Configuring Mongo 

If you do not have Mongo installed locally then we recommend that you use cloud database services such as Modulus or MongoLab. Creating a working MongoDB instance using these is not only free but is just a matter of few clicks. 

After you create a database on one of these services, it will give you a database URI likemongodb://<dbuser>:<dbpassword>@novus.modulusmongo.net:27017/<dbName> which can be used to perform CRUD operations on the database. It's a good idea to keep the database configuration in a separate file which can be pull up as and when needed. As such, we create a node module db.js which looks like:

If you're like me, you are using a local Mongo instance then it's time to start the mongod daemon and the db.js should look like

 Now we use this configuration in app.js and connect to it using Mongoose APIs:  

Configuring Passport

Passport just provides the mechanism to handle authentication leaving the onus of implementing session-handling ourselves and for that we will be using express-session. Open up app.js and paste the code below before configuring the routes:


This is needed as we want our user sessions to be persistent in nature. Before running the app, we need to install express-session and add it to our dependency list in package.json. To do that type npm install --save express-session

Serializing and Deserializing User Instances

Passport also needs to serialize and deserialize user instance from a session store in order to support login sessions, so that every subsequent request will not contain the user credentials. It provides two methods serializeUser and deserializeUser for this purpose:

Using Passport Strategies

 We will now define Passport's strategies for handling login and signup. Each of them would be an instance of  the Local Authentication Strategy of Passport and would be created using the passport.use() function. We use connect-flash to help us with error handling by providing flash messages which can be displayed to user on error.

Login Strategy

The login strategy looks like this:

The first parameter to passport.use() is the name of the strategy which will be used to identify this strategy when applied later. The second parameter is the type of strategy that you want to create, here we use the username-password or the LocalStrategy. It is to be noted that by default the LocalStrategy expects to find the user credentials in username & password parameters, but it allows us to use any other named parameters as well. The passReqToCallback config variable allows us to access the request object in the callback, thereby enabling us to use any parameter associated with the request.

Next, we use the Mongoose API to find the User in our underlying collection of Users to check if the user is a valid user or not. The last parameter in our callback : done denotes a useful method using which we could signal success or failure to Passport module. To specify failure either the first parameter should contain the error, or the second parameter should evaluate to false. To signify success the first parameter should be null and the second parameter should evaluate to a truthy value, in which case it will be made available on the request object

Since passwords are inherently weak in nature, we should always encrypt them before saving them to the database. For this, we use bcrypt-nodejs to help us out with encryption and decryption of passwords. 

If you are feeling uneasy with the code snippets and prefer to see the complete code in action, feel free to browse the code here.

Registration Strategy

Now, we define the next strategy which will handle registration of a new user and creates his or her entry in our underlying Mongo DB:

Here, we again use the Mongoose API to find if any user with the given username already exists or not. If not, then create a new user and saves the user information in Mongo. Else return the error using the done callback and flash messages. Note that we use bcrypt-nodejs for creating the hash of the password before saving it:

Creating Routes

If we were to see a birds eye view of our application, it would look like:

Birds Eye View of Our Application

We now define our routes for the application in the following module which takes the instance of Passport created in app.js above. Save this module in routes/index.js

The most important part of the above code snippet is the use of passport.authenticate() to delegate the authentication to login and signup strategies when a HTTP POST is made to /login and /signup routes respectively. Note that it is not mandatory to name the strategies on the route path and it can be named anything.

Creating Jade Views

Next, we create the following two views for our application:

  1. layout.jade contains the basic layout & styling information  
  2. index.jade contains the login page containing the login form and giving option to create a new account

Thanks to Bootstrap, our Login page now looks like 

Login Page for Our Passport App

We need two more views for registration details and for the home page of the application:

  1. register.jade contains the registration form
  2. home.jade says hello and shows logged in user's details

If you are unfamiliar with Jade, check out the documentation.

Implementing Logout Functionality

Passport, being a middleware, is permitted to add certain properties and methods on request and response objects and it makes proper use of it by adding a very handy request.logout() method which invalidates the user session apart from other properties.

Protecting Routes

Passport also gives the ability to protect access to a route which is deemed unfit for an anonymous user. This means that if some user tries to access http://localhost:3000/home without authenticating in the application, he will be redirected to home page by doing

Conclusion

Passport is not the only player in this arena when its comes to authenticating Node.js applications and there exists alternatives like EveryAuth but the modularity, flexibility, community support and the fact that its just a middleware makes Passport definitely a much better choice. 

For a detailed comparison between the two, here is an interesting and informative perspective from the developer of Passport himself.

If you want to see what else you can do with Node.js, check out the range of Node.js items on Envato Market, from a responsive AJAX contact form to a URL shortener, or even a database CRUD generator.

Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?

Envato Market has a range of items for sale to help get you started.