Unlimited Plugins, WordPress themes, videos & courses! Unlimited asset downloads! From $16.50/m
Advertisement
  1. Code
  2. PHP

Введение в Cookies

by
Difficulty:BeginnerLength:LongLanguages:

Russian (Pусский) translation by Anna Goorikova (you can also view the original English article)

Возможно, вы слышали о cookie-файлах, но что именно они такое и что мы можем на самом деле делать с ними? В этом руководстве мы сосредоточимся на основах файлов cookie и узнаем об их функциональности в различных веб-приложениях и сайтах. Мы также узнаем, как использовать их в наших проектах PHP и JavaScript, уделяя при этом особое внимание вопросам безопасности, которые могут возникнуть при их использовании. Прочитав это, вы приобретете необходимый набор навыков для безопасного внедрения файлов cookie в ваши собственные веб-приложения.


Шаг 1. Понимание файлов cookie

Первый шаг в нашем путешествии - узнать, что на самом деле представляют собой эти файлы cookie! Даже если вы уже работали с ними, вы все равно можете найти эту часть весьма полезной - так что оставайтесь со мной!

Абстрактно

Вы можете легко представить файлы cookie как текстовые файлы, которые сохраняются на вашем компьютере. По запросу веб-сервера ваш браузер создает такой файл. После этого веб-сервер может читать и записывать содержимое из этого файла и обратно. Хотя это кажется опасной функцией - в конце концов, никто не любит, когда другие люди пишут файлы на свой компьютер, но есть несколько ограничений, чтобы сделать этот процесс максимально безопасным.

  • Веб-серверы могут получать доступ только к файлам cookie, которые настроены для их собственного домена. Этот домен устанавливается браузером, когда веб-сервер запрашивает новый файл cookie, и может быть только доменом или поддоменом веб-сервера (веб-сервер может выбрать поддомен, если он этого хочет). Это означает, что файлы cookie, которые были установлены, например, google.com, не могут быть прочитаны mozilla.com, и наоборот.
  • Согласно протоколу HTTP, размер файлов cookie не может превышать 4096 байт (4 КБ) каждый.
  • Существует ограничение на количество файлов cookie на домен. Количество зависит от браузера, однако обычно используется ограничение в двадцать файлов cookie. Это сделано для того, чтобы один домен не занимал место на диске клиента.
  • Существует ограничение на общее количество файлов cookie на жестком диске клиента. Это число также отличается для каждого браузера, но обычно оно ограничено тремя сотнями файлов cookie. Когда это число превышено, старый файл куки удаляется перед созданием нового.

Куки имеют срок годности. Эта дата установлена, чтобы браузер мог удалять старые куки, когда они больше не нужны веб-серверу. Если срок годности пуст, cookie будет удален при закрытии соединения с сервером. Это происходит, когда пользователь закрывает окно или вкладку сайта или когда пользователь закрывает весь браузер. Эти куки, иногда называемые сеансовыми куки, в основном используются для хранения временных настроек.

Техническая сторона

Давайте выясним, как эти вещи выглядят на техническом уровне. Файлы cookie передаются по протоколу HTTP. Это протокол, используемый браузерами для получения и отправки файлов на сервер. После того, как cookie был запрошен, он отправляется на сервер каждый раз, когда браузер выбирает новый элемент на веб-странице. Ниже мы сможем увидеть фрагмент сервера, запрашивающего новый файл cookie (этот фрагмент является частью HTTP-ответа).

Теперь не пугайтесь, это все очень понятно!

  • Set-Cookie: позволяет браузеру узнать, что сервер хочет создать новый cookie.
  • Имя - это имя файла cookie. Каждый файл cookie в домене должен иметь свое имя, поэтому браузер может хранить все файлы cookie отдельно. После имени следует =content data, где "content data" - это данные, которые должны содержаться в файле cookie. Эти данные могут быть текстовой строкой или числом и, как сказано ранее, могут быть размером до 4 КБ.
  • expires= - это команда для даты истечения срока действия. Дата окончания срока действия указана в формате «Wdy, DD-Mon-YYYY HH:MM:SS GMT» (не спрашивайте меня, почему он был определен для этого смешного формата, потому что я тоже не знаю. Никто из пользователей не видит дату истечения срока действия, так зачем тратить память, пространство на жестком диске и пропускную способность на длинные даты?). Не беспокойтесь об этом, потому что большинство языков программирования имеют простые в использовании функции, доступные вам. Браузер автоматически удаляет куки с датой истечения в прошлом.
  • domain и path требуют более глубокого объяснения. domain - это домен, в котором cookie будет активен. Если доменом является "ads.google.com", файл cookie будет отправляться только на сервер этого домена, а если доменом является "google.com", файл cookie будет отправляться на любой сервер любого из поддоменов домена Google, включая сам google.com.
  • path - это путь домена, в который отправляется файл cookie. Это означает, что если для пути задано значение "/images/", а для домена задано "ads.google.com", файл cookie будет отправляться на сервер только в том случае, если браузер запрашивает файл у "ads.google.com/images/". Если для пути задано значение "/", файл cookie будет отправлен на сервер независимо от местоположения запрошенного файла на сервере.

На следующем шаге мы рассмотрим, как эти свойства можно использовать в языках программирования.


Шаг 2. Как создавать и читать файлы cookie

Файлы cookie могут быть созданы разными способами, но для целей данного руководства мы сосредоточимся на PHP и JavaScript.

PHP

При создании cookie в PHP важно помнить, что вы должны установить все cookie, прежде чем отправлять какие-либо данные в браузер. Это означает, что вы должны всегда инициализировать новые куки перед любым выводом. Это включает в себя команды echo() или print() и теги <html> или <body>. Конечно, есть некоторые исключения, но это общее правило.

Это должно показаться знакомым, за исключением $secure и $httponly. "secure" используется для того, чтобы файл cookie передавался только в том случае, если установлено соединение HTTPS, если установлено значение «true», и обычно оно должно быть установлено на «false». «httponly» делает куки доступными только по протоколу HTTP, а это означает, что клиентские языки, такие как JavaScript и VBscript, не могут получить доступ к кукам. Это помогает предотвратить неприятные вещи, такие как межсайтовый скриптинг, и должно быть установлено в true, если у вас нет намерений редактировать клиентские куки таким языком, как JavaScript. Кроме того, чтобы предотвратить недопонимание надо заметить, что «httponly» не означает, что куки не могут быть отправлены через HTTPS, на самом деле это возможно. Тем не менее, обратите внимание, что приведенный выше фрагмент кода может быть значительно меньше (и должен быть):

Отлично! Теперь мы можем создавать cookie-файлы, но мы также должны их читать. К счастью для нас, PHP делает это очень легко, когда cookie уже создан. В PHP есть переменная окружения $_COOKIE[], которую можно использовать для извлечения значения cookie. Чтобы использовать ее, просто вставьте имя куки в скобки [] примерно так:

Эта переменная окружения может использоваться как любая другая. Точно так же, как $_GET[] и $_POST[], она может обрабатываться напрямую как обычная переменная (если вы проверили, действительно ли cookie существует).

Если вы хотите изменить дату истечения срока действия, путь или домен, вы должны перезаписать существующий файл cookie с помощью setcookie(), используя то же имя, что и исходный файл cookie. Если вы измените дату истечения срока на прошедшую (например, time()-30*60), cookie будет удален.

JavaScript

Файлы cookie могут быть прочитаны и написаны на стороне клиента. Несмотря на то, что JavaScript не предлагает хорошее решение для чтения и записи файлов cookie, оно возможно и широко используется. JavaScript использует объект document.cookie для манипулирования файлами cookie, как показано в следующем фрагменте:

Как вы могли заметить, этот синтаксис очень похож на нотацию протокола HTTP. Преимущество этого состоит в лучшем контроле, но также создаются некоторые потенциальные проблемы. Ниже приведен <painful> фрагмент для чтения файла cookie.

Я знаю, я знаю; это боль. К счастью для вас, ребята, я публикую ниже некоторые заранее написанные функции (вы можете захотеть создать свои собственные функции для целей обучения, и вам следует сделать это!).

Помните, что эти фрагменты не содержат проверки ошибок.


Шаг 3. Что делать с Cookies

Знаете ли вы? -
Файлы cookie были изобретены Netscape, который хотел использовать их для создания корзины покупок для интернет-магазина. Благодаря cookie-файлам люди могли хранить товары в своей корзине даже после отключения от магазина.

В настоящее время мы используем файлы cookie практически для всех целей, о которых вы только можете подумать. Вы можете использовать их для сохранения пользовательских настроек, таких как имя, язык, местоположение или размер экрана. Это может улучшить качество сервиса, который вы хотите предоставить клиенту, потому что вы можете оптимизировать сервис для клиента и помнить эту оптимизацию в будущем. Например, вы можете сохранить предпочтительный язык клиента в файле cookie, а затем показывать содержимое вашего сайта на предпочитаемом языке каждый раз, когда клиент посещает ваш сайт.

Конечно, с cookie-файлами можно сделать гораздо больше забавных вещей, чем это! На следующем шаге я покажу вам пример классного фрагмента кода.


Шаг 4. Написание классного материала

И наконец! Теперь мы можем начать писать отличный код! Ниже в качестве бонуса приведен фрагмент, который использует куки для создания механизма повторного входа.

"Запомнить меня" в форме входа

Прежде чем мы начнем, этот фрагмент содержит некоторый код MySQL. Если вы не знакомы с MySQL, не паникуйте. Несмотря на то, что этот фрагмент немного сложен, он должен быть понятен с базовыми знаниями PHP и cookie.

Чтобы создать реализацию «запомнить меня», у нас должно быть несколько вещей. Во-первых, нам нужна таблица базы данных, содержащая имя пользователя, пароль и поле идентификации. Во-вторых, нам нужна уникальная строка или номер для безопасной идентификации клиентов с помощью файлов cookie (это идентификация в таблице базы данных). В этом фрагменте в качестве идентификатора мы будем использовать дайджест SHA-1, который является просто строкой. При правильном использовании это обеспечивает превосходную безопасность.

Большинство людей просто вставляют имя пользователя и пароль в куки и отправляют его на сервер автоматически. Этого следует избегать всегда! Куки-файлы обычно отправляются через незащищенное соединение, поэтому их могут легко увидеть любые потенциальные злоумышленники.

При использовании дайджеста, как мы сделали, шансы получить два одинаковых дайджеста ничтожны. Дайджест - это строка из сорока символов, которая, по идее, всегда должна обеспечивать полностью случайный вывод при изменении ввода. На практике вы должны добавить ограничение по времени в коде на стороне сервера, чтобы дайджест не действовал через X минут. Это не позволяет злоумышленникам копировать чьи-то куки и использовать их для входа в систему.


Шаг 5. Лучшие практики

Мы почти достигли конца этого урока. В заключение я хотел бы обобщить некоторые лучшие практики:

  • Никогда не вставляйте конфиденциальные данные в cookie. Клиент может использовать общедоступный компьютер, поэтому не оставляйте личную информацию.
  • Никогда не доверяйте данным, поступающим из куки. Всегда фильтруйте строки и числа! Злоумышленник может записать вредоносные данные в файл cookie, чтобы сделать то, что вы бы не хотели, чтобы ваш сервис делал.
  • Попробуйте оценить, как долго должен быть действителен cookie, и соответственно установить дату истечения срока действия. Вы не хотите загружать компьютер клиента старыми файлами cookie, срок действия которых истекает через сто лет.
  • Всегда устанавливайте secure и httponly для удовлетворения требований вашего приложения. Если ваше приложение не редактирует куки с помощью JavaScript, включите httponly. Если у вас всегда есть HTTPS-соединение, включите secure. Это улучшает целостность и конфиденциальность данных.

Заключение

Я надеюсь, что вы немного узнали из сегодняшнего урока Nettuts+. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь оставить комментарий или сказать привет в Twitter.

Advertisement
Advertisement
Advertisement
Advertisement
Looking for something to help kick start your next project?
Envato Market has a range of items for sale to help get you started.

Video icon 64
Learning to code? Skill up faster with our practical video courses. Start your free trial today.
Advertisement

An Introduction to Cookies

by

You might have heard about cookies, but what exactly are they and what can we actually do with them? In this tutorial, we will focus on the basics of cookies, and learn about their functionality in various web application and site environments. We will also learn how to use them within our PHP and JavaScript projects, while paying particular attention to security issues that might arise when using them. After reading this, you'll have acquired the necessary skill set to implement cookies safely into your own web applications.


Step 1. Understanding Cookies

The first step on our journey is to discovered just what these cookies actually are! Even if you have already worked with them, you might still find this part quite useful - so stay with me!

Abstract

You can most easily think of cookies as text files, which are saved to your computer. On the request of a webserver, your browser creates such a file. After this happens, the webserver can read and write content from and to this file. Although this seems like a dangerous feature - after all, no one likes other people writing files to their computer, there are a few restrictions in place to make this process as safe as possible.

  • Web servers can only access cookies which are set to their own domain. This domain is set by the browser when a new cookie is requested by the web server, and can only be the domain or a subdomain of the web server (the web server can choose a subdomain if it wants to). This means that cookies which were set by, for example, google.com can't be read by mozilla.com, and vice versa.
  • According to the HTTP protocol, cookies can't be larger than 4096 Bytes (4KB) each.
  • There is a limit to the number of cookies per domain. The number differs per browser, however, the generally used limit is twenty cookies. This is to prevent a single domain from hogging the disk space of the client.
  • There is a limit to the total number of cookies on the client's harddrive. This number also differs per browser, but is usually limited to around three hundred cookies. When this number is exceeded, an older cookie is deleted before a new one is created.

Cookies have an expiration date. This date is set so the browser can delete old cookies when they are no longer needed by the webserver. If the expiration date is empty, the cookie will be deleted when the connection with the server is closed. This occurs when the site's window or tab is closed by the user, or when the user closes the entire browser. These cookies, sometimes called session cookies, are mostly used for storing temporary settings.

Technical

Let's find out what these things look like on a technical level. Cookies are transfered via the HTTP protocol. This is the protocol used by browsers to retrieve and send files to the server. After a cookie has been requested, it is sent to the server every time a new item on the web page is fetched by the browser. Below, we can see a snippet of a server requesting a new cookie (this snippet is a part of a HTTP response).

Set-Cookie: Name=content data; expires=Fri, 31-Dec-2010 23:59:59 GMT; path=/; domain=.example.net

Now don't get scared, it's all very understandable!

  • Set-Cookie: is to let the browser know that the server would like to create a new cookie.
  • Name is the name of the cookie. Each cookie in a domain must have a different name, so the browser can keep all the cookies apart. After the name comes the =content data where 'content data' is the data which is to be contained in the cookie. This data can be a text string or a number, and, as said, can be up to 4KB in size.
  • expires= is the command for the expiration date. The expiration date is in the "Wdy, DD-Mon-YYYY HH:MM:SS GMT" format (Don't ask me why it was defined to this rediculous format, because I don't know either. No user ever sees the expiration date, so why waste memory, hard disc space, and bandwith on long dates?). Don't worry about it though, because most programming languages have easy to use functions available to you. The browser automatically deletes cookies with an expiration date in the past.
  • The domain and path require some deeper explanation. The domain is the domain in which the cookie will be active. If the domain is 'ads.google.com,' the cookie will only be sent to the server of that domain, and if the domain is 'google.com,' the cookie will be sent to any server of any of the subdomains of Google, including google.com itself.
  • The path is the path of the domain to which the cookie is sent. This means that, if the path is set to '/images/,' and the domain is set to 'ads.google.com,' the cookie will only be sent to the server if the browser requests a file from 'ads.google.com/images/'. If the path is set to '/', the cookie will be sent to the server regardless of the location of the requested file on the server.

In the next step, we'll review how these properties can be used in programming languages.


Step 2. How to Create and Read Cookies

Cookies can be created in many ways, but, for the purposes of this tutorial, we will focus on PHP and JavaScript.

PHP

The most important thing to remember, when creating a cookie in PHP, is that you must set all cookies before you send any data to the browser. This means that you should always initialise new cookies before any output. This includes echo() or print() commands, and the <html> or <body> tags. Of course, there are some exceptions, but this is a general rule of thumb.

<?php
/***Creating a cookie***/
$name = 'clientname';
$value = 'Peter Griffin';
//time() gives current time in seconds, and we add 60 seconds * 30 = 30 minutes
//so this cookie expires in 30 minutes.
//You may notice that the expire date is in seconds, PHP translates this to
//the correct format internally!
$expireDate = time() + 60 * 30;
$path = '/example/';
$domain = 'test.envato.com';
$secure = false; //only transmit the cookie if a HTTPS connection is established
$httponly = true; //make cookie available only for the HTTP protocol (and not for JavaScript)
setcookie( $name, $value, $expireDate, $path, $domain, $secure, $httponly);

<html>
.... //all content etc goes here
?>

This should seem familiar by now, except for $secure and $httponly. The 'secure' is to force the cookie to only be sent if an HTTPS connection has been established, if set to true, and should normally be set to false. The 'httponly' makes the cookie only available through the HTTP protocol, meaning that client-side languages, like JavaScript and VBscript, can't access the cookie. This helps to prevent nasty stuff, such as Cross Site Scripting, and should be set to true if you have no intentions of editing the cookies client-sided with a language like JavaScript. Also, to prevent misconceptions, "httponly" does not mean that cookies can't be sent over HTTPS, because they still can, in fact. However, please do note that the above snippet can be made quite smaller (and should be):

<?php
setcookie( 'clientname', 'Peter Griffin', time()+60*30, '/example/', 'test.envato.com', false,true);
?>

Great! Now we can create cookies, but we have to be able to read them as well. Luckily for us, PHP makes this very easy once a cookie has already been created. In PHP, there's an environment variable called $_COOKIE[], which can be used for extracting the value of the cookie. To use it, just insert the name of the cookie inside the brackets [] like so:

<?php
$cookieValue = $_COOKIE['name of the cookie'];
?>

This environtment variable can be used like any other. Just like $_GET[] and $_POST[], it can be treated directly as a normal variable (once you have checked if the cookie does indeed exist ofcourse) if you want to.

If you want to alter the expiration date, path, or domain, you have to overwrite an existing cookie with setcookie() using the same name as the original cookie. If you alter the expiration date to be in the past (time()-30*60 for instance), the cookie will be deleted.

JavaScript

Cookies can be read and written client-sided as well. Even though JavaScript doesn't offer a nice solution to read and write cookies, it is possible and widely used. JavaScript uses the document.cookie object for cookie manipulation, as shown in the following snippet:

//get current date
var expiredate = new Date();
//increase date by 5 hours
expiredate.setHours( expiredate.getHours() + 5);
document.cookie = 'cookiename=cookievalue; expires='  + expiredate.toUTCString() + 'path=/example/; domain=test.envato.com';

As you might have noticed, this syntax is quite similar to the HTTP protocol notation. This has the advantage of being more in control, but also introduces some potential problems. Below is the <painful> snippet for reading a cookie.

var cookieName = 'testcookiename';
var textArray = document.cookie.split(';'); //put all the parts of the string in an array
for(var i = 0; i < textArray.length; i++){ // loop though all string pieces
var textPiece = textArray[i]; //contains 1 string piece
 //filter beginning spaces
while(textPiece(0)==' ') textPiece = textPiece.substring(1,textPiece.length);
//if the textpiece contains our cookies name
if (textPiece.indexOf(cookieName)== 0){ 
 //return whats after the cookies name
return textPiece.substring(cookieName.length,c.length);
}
}

I know, I know; this is a pain. Luckily for you guys, I'm posting some pre-written functions below (you might want to make your own functions for learning purposes though, and you should!).

function writeCookie(cookieName, cookieValue, expireHours, path, domain){
var date =  new Date();
date.setHours(date.getHours + expireHours);
document.cookie = cookieName + '=' + cookieValue + '; expires=' + date + '; path=' + path + '; domain=' + domain;
}

function readCookie(cookieName){
var textArray = document.cookie.split(';');
for(var i = 0; i < textArray.length; i++){
var textPiece = textArray[i]; 
while(textPiece(0)==' ') textPiece = textPiece.substring(1,textPiece.length);
if (textPiece.indexOf(cookieName)== 0) return textPiece.substring(cookieName.length,c.length);
}
}

Please do bear in mind that these snippets don't contain any error checking.


Step 3. What to do with Cookies

Did you know? -
Cookies were invented by Netscape, which wanted to use them for creating a shopping cart for an online shop. Thanks to cookies people were able to keep items their cart, even after disconnecting from the shop.

Nowadays, we use cookies for almost every purpose you can think of. You can use them for saving user settings like name, language, location or screen size. This can improve the quality of the service you want to provide for a client, because you can optimize the service for a client and remember this optimization in the future. For instance, you could save the client's preferred language to a cookie, and, afterward, show your site's content in the preferred language every time the client visits your site.

Of course, there are plenty more fun things to do with cookies than this! In the next step, I'll show you an example of a cool code snippet.


Step 4. Writing Cool Stuff

Finally! Now we can start writing some awesome code! Below is a bonus snippet, which uses cookies to create a relogin mechanism.

"Remember me" login snippet

Before we begin, this snippet contains some MySQL code. If you're not familiar with MySQL, don't panic. Even though this snippet is a bit difficult, it should be understandable with a bit of basic PHP and cookie knowledge.

To create a "remember me" implementation, we must have a few things. Firstly, we need a database table containing a username, password, and identification field. Secondly, we need a unique string or number to identify clients safely through cookies (this is the identification in the database table). In this snippet, we'll use an SHA-1 digest, which is just a string, as an identifier. When used properly, this provides excellent security.

Most people just insert a username and password in the cookie, and send it to the server to automatically. This should be avoided at all times! Cookies are usually sent through a non-secure connection, so the content could easily be seen by any potential attackers.

<?php

//this assumes that the user has just logged in
/****Creating an identification string****/

$username; //normally the username would be known after login

//create a digest from two random values and the username
$digest = sha1(strval(rand(0,microtime(true)) + $username + strval(microtime(true)); 

//save to database (assuming connection is already made)
mysql_query('UPDATE users SET reloginDigest="'.$digest.'" WHERE username="'.$username.'"');  

//set the cookie
setcookie( 'reloginID', $digest, time()+60*60*24*7,'/', 'test.example.com', false, true); 


//this assumes that the user is logged out and cookie is set
/****Verifying users through the cookie****/

$digest = $_COOKIE['reloginID'];
$digest = mysql_real_escape_string($digest); //filter any malicious content

//check database for digest
$result = mysql_query('SELECT username FROM users WHERE reloginDigest="'.$digest.'"');
//check if a digest was found
if(mysql_num_rows($result) == 1){
	$userdata  = mysql_fetch_object($result);
	$username = $userdata->username;

	//here you should set a new digest for the next relogin using the above code!

	echo 'You have successfully logged in, '.$username;

} else{
//digest didn't exist (or more of the same digests were found, but that's not going to happen)
echo "failed to login!";
}

?>

By using a digest like we did, the chances of getting two of the same digest is miniscule. A digest is a forty character string, which, in theory, should always provide a complete random ouput if the input is changed. In practice, you should add a time limit in the serverside code, so that the digest isn't valid after X minutes. This prevents attackers from copying someone's cookies and using them to login.


Step 5. Best Practices

We've almost reached the end of this tutorial. As a conclusion I would like to sum up some best practices:

  • Never insert sensitive data into a cookie. A client could be browsing on a public computer, so don't leave any personal information behind.
  • Never trust data coming from cookies. Always filter strings and numbers! An attacker could write malicious data to the cookie in order to do something you don't want your service to do.
  • Try to estimate how long the cookie should be valid, and set the expiration date accordingly. You don't want to hog the client's computer with old cookies which are set to expire in a hundred years.
  • Always set the secure and httponly to meet your application demands. If your application doesn't edit the cookies with JavaScript, enable httponly. If you always have an HTTPS connection, enable secure. This improves the data's integrity and confidentiality.

Conclusion

I hope you've learned a bit from today's Nettuts+ tutorial. If you have any questions, feel free to leave a comment or say hi on Twitter.

Advertisement